Иконы Вознесения Господня

 

Описание Вознесения Господа содержится в канонических текстах Нового Завета: подробно об этом рассказывается в Деяниях святых апостолов (Деян 1: 2–12) и Евангелии от Луки (Лк 24: 50–51), краткое изложение этого события приводится в конце Евангелия от Марка (Мк 16: 19). Согласно преданию, храм на месте Вознесения Христа — Елеонской горе близ Иерусалима — был воздвигнут стараниями святой императрицы Елены, которая побывала в Святой Земле около 327–328 года и организовала поиск святынь и строительство церквей.

1.Часовня на месте Вознесения, сооруженная крестоносцами там, где находился раннехристианский храм

Часовня на месте Вознесения, сооруженная крестоносцами там, где находился раннехристианский храм

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесенияи Пятидесятницы, вероятно, еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Об этой традиции пишет западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 года. Она сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике.

Возможно, следствием этого единого празднования, стало встречающееся в раннехристианском искусстве изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, служившей сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен так, как Он был видим во время Крещения в Иордане — в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

2.«Вознесение-Пятидесятница» Ампула. VI в. Собрание собора г.Монцы, Италия. Прорись

«Вознесение-Пятидесятница» Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся и первые дошедшие до нас изображения Вознесения, например, датируемый началом V века аворий — резная планкетка из слоновой кости.

3.Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

В прямоугольный формат авория вписано две сцены: внизу изображены жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху — Вознесение, представленное настолько непривычно для современного зрителя, что непросто идентифицировать изображенное. Иисус Христос широкими шагами поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога-Отца, протянутую из сегмента, символизирующего духовное Небо, Царство Небесное.

Такое изображение является практически дословной иллюстрацией слов проповеди апостола Петра, сказанной сразу после сошествия Святого Духа на апостолов: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели. Итак Он, Был вознесен десницею Божиею…» (Деян. 2:32–33). В искусстве Западной Европы такой вариант иконографии был достаточно популярен и удержался до времени готики, на Востоке же этот извод не прижился, видимо, из-за отсутствия мотива триумфа и теофаничности, необходимого в изображении этого столь важного события.

4.Деревянная дверь церкви Санта-Сабина. Vв. Рим, Италия. Фрагмент

Деревянная дверь церкви Санта-Сабина. Vв. Рим, Италия. Фрагмент

На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся стоя во славе, изображенной не просто как ореол (клипеус, медальон), а как большой лавровый венок.

Эта деталь создает акцент на теме триумфа, победы — венки из лавра традиционно могли получать только победители соревнований, или полководцы, возвращавшиеся в Рим после удачной кампании. С четырех сторон лавровый медальон как бы поддерживают на своих крыльях тетраморфы — четыре таинственные ангельские существа, имеющие лица льва, тельца, быка и человека, которых видел пророк Иезекииль во время явления ему Божественной славы (Иез. 1:1–26).

Художник пытается всячески подчеркнуть торжественный, триумфальный характер восшествия Господа во плоти на небеса. Размещенные ниже тетраморфов аллегорические изображения Солнца и Луны представляют весь тварный мир, созерцающий Вознесение своего Творца.

Тема Теофании, явления Божества во всей Своей славе и силе, соответствует основному контексту события Вознесения. Ученики становятся свидетелями прославления Сына, свидетелями явления Божественной славы Сына миру. Вознесение Господа — это и образ Его Второго пришествия. Явившиеся апостолам ангелы сообщили, что: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Это эсхатологическое значение Вознесения передается через общий теофанический характер всей композиции.

Именно в силу своей теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция занимала свод купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице (фреска разрушена), соборе Сан Марко в Венеции.

5.Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

Мозаика купола церкви Св. Софии в Фессалонике. 880-885 гг. Греция

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

Если вспомнить, что полководец, заслуживший церемонию триумфа, въезжал в город на колеснице, то подобная художественная аллегория становится вполне понятной. Два ангела, представленные в виде крылатых юношей, подносят Христу венки — награду триумфатора, другие два как бы поддерживают мандорлу.

6.Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Миниатюра Кодекса Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия

Ниже огненных крыльев тетраморфов изображена десница Бога-Отца. Трепещущие в воздухе огненные всполохи могут истолковываться и как деталь упомянутого видения Иезекииля: «огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила из огня» (Иез. 1:13), и как огненные языки, сходящие на стоящих внизу апостолов. Таким образом, на этой миниатюре, как и на ампуле, присутствует изображение двух событий: Вознесения и Пятидесятницы.

7.Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

Миниатюра Евангелиария (Athos Dionisiou 587). Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающем на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «…И возшедшего на небеса и сидящего одесную Отца…».

Практически всегда в композиции наблюдается интересный анахронизм: в нижнем регистре, рядом с одним из двух указующих на Господа ангелов в белых одеждах изображается апостол Павел, который на тот момент не только не был учеником, но был гонителем христиан Савлом. Вскоре после Пятидесятницы он стерег одежды иудеев, побивающих камнями архидиакона Стефана, и одобрял это убийство.

Данное несоответствие хронологии объясняется тем, что икона никогда не понималась в Православии как точная, формальная иллюстрация текста Священного Писания. Икона не только «показывает» событие, но раскрывает его смысл и значение. Образ Вознесения — это образ Новозаветной Апостольской Церкви, основанной Христом и распространенной по всей земле проповедью апостолов и их преемников. Поэтому на иконе Вознесения всегда изображается апостол Павел.

Икона не призвана выражать только «букву» Писания, иначе, например, изображение Богородицы на иконе Вознесения было бы сомнительным, так как в тексте не говорится о Ее присутствии на Елеонской горе. Однако Богородица всегда изображается, поскольку икона должна передавать самую суть Священного Писания, выражать основы Христианского вероучения.

Церковь учит, что Вознесение — это окончание земного служения Спасителя, завершающий момент домостроительства Сына Божия. Оно началось в Вифлееме, когда Вторая Ипостась Пресвятой Троицы — Бог Сын — воплотился от Пресвятой Девы. Ее присутствие на иконе Вознесения напоминает о начале домостроительства Сына, логическое завершение которого произошло на горе Елеон. Далее, с момента Сошествия Святого Духа, начинается новый этап истории — домостроительство Бога Духа Святого.

8.Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

9.Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI - нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент

Реликварий капеллы Санкта Санкторум. Конец VI – нач.VII в. Музеи Ватикана. Фрагмент

10.Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США

Золотое кольцо. Византия. VII в. Художественный музей Уолтерса, Балтимор,США

11.Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г.Синай, Египет

Центр триптиха. VII-IX в. Монастырь св.Екатерины на г. Синай, Египет

12.Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Византийская икона. VIII-IX в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

13.Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Византия. Середина IX (?) в. ГИМ, Москва

14.Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш.Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

Серебряная пластина. XI-XII в. Музей изобразительных искусств им. Ш. Амиранашвили, Тбилиси, Грузия

15.Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

Фреска Агакалти-Килисе. Начало XI в. Каппадокия, Турция

16.Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Каранлик в Гёреме. XI-XIII в. Каппадокия, Турция

17.Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

Фреска церкви Св.Софии в Охриде. Середина XI в. Македония

18.Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия

Фреска Спасо-Преображенского соб. Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г. Россия

19.Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия

Фреска купола церкви св.Георгия в Старой Ладоге. 60-е годы XII в. Россия

20.Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

Фрагмент амвона из кости. Германия. Кельн. XII в. Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта

21.Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. Византия. 2-ая половина XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

22.Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция,Италия

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция, Италия

23.Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

24.Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

Мозаика центрального купола собора Сан-Марко. XII в. Венеция. Фрагмент

25.Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ

Икона из Успенского соб. г. Владимира. А.Рублев, Д.Черный и мастерская. Ок.1408 г. ГТГ

26.Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

Русская икона. Тверь. Середина XV в. ГТГ, Москва

27.Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США

Стилизация под византийскую эмаль. Европа. XIX в. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США