Нас не режут, а шлифуют

Апостольское чтение шестой недели по Пятидесятнице (Рим 12: 6-14) говорит нам о важном принципе жизни не только Церкви, но и мира в целом.

Человек не может жить сам по себе и сам для себя. Он является частью Церкви и частью созданного Богом мира. Человек – это живая клетка, которая призвана выполнять определенную миссию в общем организме. Для этого «по данной нам от Бога благодати мы имеем различные дарования». Мы приходим в мир, заряженные потенцией творческих талантов, которые призваны приумножить в процессе нашей жизнедеятельности. Ни один из святых не был таковым в начале своего жизненного пути. Метаморфоза изменения лица в лик, подобия в образ есть результат взаимодействия личного подвига и Божьей благодати.

Если человек отказывается следовать замыслу Божьему, он мутирует и становится раковой клеткой. Эти клетки вносят хаос, разрушение, зло и метастазируют смерть в живую плоть мира. Результатом их деятельности в Церкви являются ереси, расколы, секты; в мире – войны, геноцид, все виды и формы социального зла.

Если человек отказывается следовать замыслу Божьему, он мутирует и становится раковой клеткой.

Но не земная Церковь и не социальная плоть мира является конечной целью домостроительства Божия. Время — это включенный конвейер движущейся ленты, на которой подгоняются отдельные пазлы для вечной картины вселенского мироздания. Каждый из пазлов уникальный, неповторимый, предназначенный занять свое, только ему уготованное место.

Книга «Пастырь» Ерма, написанная еще в апостольские времена, раскрывает философию времени через образ строительства вечного вселенского здания Церкви. Человек – кирпич этого здания. Те, которые способны к подгонке и укладке, становятся частью этого здания; те же, кто не подошел и выбрал «жизнь для себя», выбрасываются на наружную свалку.

Теория ясна, но какие практические выводы мы можем из нее сделать? Как нам понять свое конечное назначение, что нужно делать, чтобы соответствовать тому, для чего нас вызвал из небытия в бытие Бог? Здесь есть ряд общих простых правил, следуя которым мы можем безошибочно соответствовать Его замыслу.

Правило первое – не мешать Богу работать. В книге Ерма кирпичи не делали самих себя. Их подгоняли и подтачивали строители – ангелы. Наша задача – предоставить им эту возможность. Это называется смирение и несение креста. Не нужно кричать во все горло Богу о том, что нас «режут» и просить всех святых избавить нас от этого «зла».

Добродетели и качественные характеристики личности, к которым нам нужно стремиться, подробно описаны и в Новом Завете, и у святых Отцов.

Нас «не режут», нас «подтачивают» под нужный размер. Нет ни одного святого, который не подвергался бы в свое время этой обработке. Поэтому, если мы хотим войти в вечный покой Божьего Царства, то нужно вооружится мыслью – в этой земной жизни нам придется мужественно терпеть все, что с нами будет происходить. И не только терпеть, но и благодарить. Чем больше тебя шлифуют, режут, подгоняют, тем ценнее будет деталь, тем изысканнее работа, тем более значимое место она займет в Здании Вечной Жизни.

Страшно, когда не шлифуют, вот здесь в пору кричать и звать строителей. Необработанный материал сваливается в мусорное озеро, «уготованное дьяволу и ангелом его». Возле суетящихся строителей, вокруг стройки, по книге Ерма, стояло семь женщин. По всей видимости, они были неким эталоном красоты, измерительными стандартами, по которым велась вся строительная работа. Этих женщин звали: Вера, Воздержание, Простота, Невинность, Скромность, Знание, Любовь. Добродетели и качественные характеристики личности, к которым нам нужно стремиться, подробно описаны и в Новом Завете, и у святых Отцов. Там же можно найти и инструкцию по их выращиванию. Единственное, что огорчает, так это краткость времени, которая предоставляется нам для этой разновидности внутренних работ.

«Любовь да будет непритворна, отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру, будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте…»

После перечисления даров Духа Святого, в сегодняшнем чтении апостол Павел дает конкретные рекомендации о внутреннем содержании жизни своих пасомых: «Любовь да будет непритворна, отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру, будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте…» и т.д.

Я же остановлюсь только на некоторых его словах из этого чтения.

«Утешайтесь надеждою...» 

Если бы нам не дана была вера и знание того, что в конце этого вселенского пира зла будет торжество Добра, Правды и Любви, то можно было бы и в самом деле сойти с ума. Чуткая душа болезненно реагирует сердцем на каждое проявление зла. Нам дано также и откровение о том, что чем дальше, тем жизнь на Земле будет горше. Беззаконие и зло проникнет в каждый уголок нашего мира. Поэтому не нужно смущаться тем, что сегодня происходит на подмостках нашей истории.

Достаточно помнить слова Христа: «Этому надлежит быть». Не для того Бог стал человеком, умер и воскрес, чтобы нам здесь было хорошо. Он пришел для того, чтобы проложить спасительный путь среди зарослей зла и беззакония, показать выход на свободу. Но дверь, за которой живет покой, которого так ищет наша душа, называется «Голгофа».

«В скорби будьте терпеливы...» 

Терпение – единственный сосуд, в который можно набрать нектар вечной жизни. Никакой другой его не удержит. Это самый тяжелый сосуд, но выбора у нас нет. Дьявол делает все, чтобы ввергнуть нас в огонь отчаяния. Особенно он будет силиться это сделать при самом конце нашей жизни, во время выхода из нее. Случается так, что кажется еще чуть-чуть, и лопнет душа, озлобится, отчается, возненавидит Бога. Об этом искушении нужно знать заранее. «В терпении вашем спасете души ваши», – предупредил нас Спаситель.

«В молитве постоянны...»

Не о молитвенном правиле здесь ведет речь апостол Павел, не об определенном времени, отведенном для молитвы, а о состоянии души, которая «ходит перед Богом», связь с Которым переживает внутри себя постоянно. Эта связь, как рука матери для ребенка. Только с ней мы можем быть спокойны.

Чтобы приобрести навык постоянной молитвы, нужны годы, а иногда и десятки лет. Это труд непрестанного умного делания. Человек должен навыкнуть со вниманием, неспешно, с сердечным чувством плести в своем сердце слова краткой молитвы, отсекая любые помыслы, где бы он ни был и чем бы ни занимался. Это и есть та наука, которую Святые Отцы назвали «искусством из искусств».

*   *   *

Только эти три фразы, сказанные нам сегодня апостолом, по объему и наполнению могут занять все пространство нашего сердца. А сколько еще нам сказано от Бога такого, что требует глубокого проникновения и понимания. Это и есть тот духовный университет, наукам которого мы призваны обучаться всю нашу жизнь. Если это все пытаться воплощать непосредственно в жизненную практику то, я думаю, свободного для безделья времени у нас не останется вовсе.

Протоиерей Игорь Рябко