О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ

Апостол Павел благожелал, чтобы мы не были ни нетерпеливыми, ни малодушными при скорбях и утратах семейной и об­щественной жизни, которые не отнимают у нас внут­реннего счастья. Мы их терпим в духе учения Иисуса Христа по примеру, данному Им и Его апостола­ми. Скорби не должны смущать нас, потому что они учат терпению. От терпения же происходит опытность. Опытность дарит нас надеждой.

Терпение — величайшее достоинство в человеке. Научившиеся терпеть имеют характер, владеют неоце­нимыми качествами осмотрительности, осторожнос­ти и великодушия. Терпение приобретается скорбями. Если нет скорбей, то нет случаев приобрести терпе­ние. Может ли богач понять бедного нуждающегося человека, когда жизнь встретила его со всеми дарам наслаждений? Разумеется, он не может знать, как горек хлеб, принимаемый от чужих людей честным человеком, страдающим от голода, как неудобно высо­ко крыльцо, на которое входит человек, вынужденный бедностью и голодом просить помощи и подаяния!

Ночи, бессонные от болезни и от чрезмерной ра­боты, от мысли о несчастье друзей; тяжкие мысли о своей будущности и будущности своей семьи, своих любимых, обесцененный труд, высокомерие началь­ника, унижающего подчиненного, бесприютность, неуспехи. Все это причиняет ужасные скорби! Скры­вать нечего — многие погибают от них, не выдер­живают их натиска, портят свое мировоззрение, де­лаются злыми, алчными, коварными, жестокими, по­рочными, бессовестными. По мере роста скорбей, их умственное и нравственное падение увеличива­ется. Привычка к попрошайству у знаемых и не­знаемых, стремление к захвату чужого, допущение себя до бесстыдства опьянения и публичного раз­врата суть следствия неспособности выдержать на­пор жизненных неудач. Душа, созданная по подобию Божию, имеющая назначение быть бессмертной, рас­трачена: образ Божий в человеке стирается, стыд ис­чезает. В человеке умирает человек, и остается но­ситель лишь внешней формы человеческого суще­ства, наполненной жаждой гнусных страстей.

Чтобы не охватила человека такая беда, чтобы не жали напасти, ап. Павел положительно указы­вает приятную сторону скорбей по воззрению нашей религии. Он ставит нам в пример образ Спасителя, Который претерпел за наши грехи бедность, осужде­ние, горе, бездомовность, тяжелые страдания, чтобы показать всем верующим, что душа больше тела, что терпение составляет истинную честь и славу для хрис­тианина, что всякому человеку необходим подвиг.

Когда Иисус Христос видел страдальцев непо­винных, ненавидимых, гонимых, обманутых, покинутых, не имеющих крова, Он говорил им в утеше­ние одно: В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21; 19). Те, которые вдумывались в Его слова видели в них великую отраду, несли иго жизни бла­годушно. У них все брали, что имели они, неблаго­дарно брали. Их гнали, они подвергались презрению нищете. Им грозили доносами, отнимали у них се­мейные радости, лишали их честного имени,— но они в своих страданиях радовались, потому что научились терпению при всякой неправде, опускавшейся на них гнетом лишений. Они вспоминали слова дорогого Небесного Учителя: И будете ненавидимы всеми за Имя Мое (Мф. 10; 22),— всеми, ибо будет скорбь вам и от детей, и от друзей, и от родных, и от со­седей, и в городе, и в селе куда ни пойдете,— но пре­терпевший до конца спасется (Мф. 10; 22).

Венец спасения, в который пламенно веровали апостолы, умиротворял их. Их всегда и в храме на молитве, и на улицах, и в домах, и в темницах ви­дели одинаково благодушными, строгими только по отношению к неправде, добрыми, жизнерадост­ными среди слушателей, хранящих слово Божие и поступающих согласно ему.

Говорили ап. Павлу римские христиане: «За что ты терпишь? Ты учен, ты имеешь все достоинства, ты мог бы быть в больших, иметь и славу, и день­ги, и богатства, жить и веселиться». Апостол Павел отвечал: Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается спасением тех же страданий, какие и мы терпим (2 Кор. 1; 6).

Итак, ап. Павел видел в перенесении скорбей от­раду быть полезным примером для других, окружа­ющих и слушающих его. Что же произошло потом? Многотерпеливый подвижник ап. Павел умер муче­ником. Меч палача снес его честную, многодумную го­лову. Но прошли годы, и вот ап. Павел стал нашим первоверховным учителем. Нет дня, когда бы не по­минала его св. Церковь, когда бы не поучала своих богомольцев его учением и наставлением. Проповедник ищет у ап. Павла любимый текст для своих слушате­лей, трудящийся христианин утешает и развивает его словами свой ум, свое сердце, укрепляет свою волю.

Еще пример: современнику св. Павла, ап. Петру жаловались его ученики на людскую неправду. Они говорили, что ведут себя хорошо, а о них идет дур­ная молва; трудятся, а их называют тунеядцами; мо­лятся, а их приравнивают к безбожникам; они любят, а их ненавидят; они помогают нуждающимся, а их помощь считают как бы подкупом. На все эти се­тования св. ап. Петр в своем первом послании  дал ответ в таких словах: То угодно Богу, если кто помышляя о Боге, перено­сит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за про­ступки? Но если, делая добро и страдая, тер­пите, это угодно Богу (1 Петр. 2; 19—20). Далее вслушайтесь в слова первоверховного пастыря Церк­ви: Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, Дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21).

Советы благовестников не устарели, как не старе­ет и не умирает истина. Возьмем их себе в сердце.

Сложим их бережно, как молитву, как завещание любимых родителей, и последуем им. В наше время скорби многих угнетают. От них нигде не упасешь­ся, не убережешься. Они проникают в бедную хижи­ну и врываются в чертоги, роскошью созидаемые Слезы невольные льются, вопли сердечные слышатся со всех сторон. Но не будем ни роптать, ни злить­ся, ни впадать в пороки; не уступим ни одной пяди своих христианских убеждений, не падем при иску­шениях, но скажем словами апостола: «Мы, ученики и последователи Христа, хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение (Рим. 5; 3)». 

                                                                          Протоиерей Валентин Амфитеатров