«Приимите, ядите…»

Наша предыдущая статья «Да не в суд или во осуждение...» подробно рассказала о том, что приступая к Таинству святого Причащения, православный христианин должен внимательно исследовать себя, свои совесть, веру и жизнь, ведь, по словам апостола Павла, можно причаститься и в осуждение себе. Но можем ли мы делать из этого вывод, что, в целях духовной безопасности, лучше причащаться как можно реже, а может даже какое-то продолжительное время не причащаться вовсе? Чтобы разобраться в этом вопросе, нам снова понадобится помощь святых отцов Церкви…

 

В первую очередь, обратимся к труду преподобного Никодима Святогорца под названием «Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин» (1783 г.), которую он, как и «Добротолюбие», написал вместе со святителем Макарием (Нотарасом), епископом Коринфским. В ней, в частности, говорится: 

 

«…когда Господь предавал это Таинство Своим ученикам, Он не сказал им в форме совета: «Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь», как Он сказал: «Если кто хочет идти за Мною» (Мф.16:24) и «если хочешь быть совершенным» (Мф.19:21). Но Он провозгласил повелительно: «Приимите, ешьте, это Мое Тело», и «пейте из нее все, это Кровь Моя» (см. Мф.26,26–28). То есть непременно вы должны есть Мое Тело и обязательно должны пить Мою Кровь…»

 

Также, святые авторы книги обращают внимание на слова Господа «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19) и, в частности, на точный смысл в ней греческого глагола «творите», который в данном случае указывает на продолжающееся во времени, длительное действие. Из этого они делают вывод, «что нам повелевается не просто причащаться, но причащаться непрестанно». 

 

Этому они находят подтверждение и в том, что святые апостолы, следуя заповеди своего Учителя, «при первом удобном случае, собирались со всеми верными в тайном месте из-за опасения от иудеев (Ин.20:19), учили христиан, молились, и, совершая Таинство, причащались и сами, и все собравшиеся, как об этом повествует св. Лука: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян.2:42)».

 

Та точка зрения, что христианин должен причащаться, по возможности, всегда, закреплена и в 9-м пункте апостольских Правил, который гласит: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго». Подтверждает эту мысль и святитель Иоанн Златоуст: «О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии…». 

 

«Слышишь, брат мой», - продолжают прп. Никодим и свт. Макарий, - «что говорит этот великий учитель Церкви? Что недостойны приходить на Литургию те, которые, не имея препятствия, не готовы причаститься. Но что ты отвечаешь? Что, поскольку дела обстоят так, не буду ходить вообще на Литургию? Нет, брат мой, нет. И это тебе не разрешается делать, потому что тогда ты подлежишь отлучению, как определяет святой и Вселенский Пято-шестой Собор, говоря: 

 

«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но, пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения» (Правило 80). <…> То же самое определяет и Сардикийский святой Поместный собор в своем 11-м Правиле...».

 

Итак, по словам учителей Церкви, если мы не можем причащаться, то не имеем права и находиться в храме на молитве вместе с верными. А если нам ничто не препятствует причащаться, то должны стремиться делать это, по возможности, часто, хотя бы каждые три недели.

 

Святитель Симеон Солунский: «Божественная Литургия – это служба, цель которой – священнодействие Самого Пресвятого Тела Христова и Крови и чтобы даны они были в Причащение всем верным. И, как таковая, цель ее состоит только в Причащении».

 

Святой праведный Николай Кавасила: «Дело святой службы Священных Тайн – это преложение Божественных Даров в Божественные Тело и Кровь. Цель же ее – чтобы верные были ими освящены».

 

Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, не будем нерадеть, удостоившись такой любви и чести. Не видите ли вы детей, с какой охотой они стремятся к материнской груди, с каким рвением их губы хватают грудь? С таким же рвением да приходим и мы к этой Трапезе, к этой духовной груди, пожалуй, даже с большей охотой. Ухватимся, как дети за материнскую рубашку, за благодать Духа. И пусть у нас будет только одна скорбь – не причащаться этой Пищи».

 

Однако, все вышеприведённые слова святых отцов никак не отменяют той мысли, что приступать к Таинству святого Причастия нужно подготовленными. Всё те же прп. Никодим и свт. Макарий пишут: 

 

«Прежде чем причастится кто-либо, ему необходимо совершить должную подготовку, то есть он исповедуется духовному отцу, сокрушается, исправляется, умиляется, приобретает внимание к своей духовной жизни, предохраняется от страстных помыслов, насколько это возможно, и от всякого другого зла.

 

Таким же образом он воздерживается, молится, бодрствует, делается более благоговейным и всякое иное благодеяние совершает, размышляя, какого страшного Царя ему предстоит принять в самого себя, и особенно когда он задумается о том, что, какую он совершит подготовку, такая же дана ему будет благодать от Святого Причащения. Очевидно, что чем чаще совершает кто-либо такую подготовку, тем большую получает пользу».

 

Преподобный Ефрем Сирин: «Будем прилежать, братья, безмолвию, посту, молитве, слезам, церковным собраниям, рукоделию, общению со святыми отцами, послушанию истине, слушанию божественных Писаний, чтобы не иссох наш разум, а более же всего постараемся сделать себя достойными Причащения Божественных и Пречистых Тайн, чтобы наша душа очистилась от рождающихся помыслов неверия и нечистоты и дабы поселившийся в нас Господь избавил нас от лукавого».

 

Также и преподобный Феодор Студит, призывая к насколько возможно более частому причащению, в то же время, предостерегает: «Говоря же это, я не имею в виду, чтобы вы захотели причащаться просто так и как случится, ибо написано: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1Кор.11,28–29), – не различая, где Тело и Кровь Господа. Не для того я говорю, да не будет! Но для того, чтобы с желанием Приобщения насколько возможно мы очищали себя и делали себя достойными этого дара, ибо причастием жизни является предлежащий Хлеб, сшедший с небес».

 

В итоге, следуя словам Священного Писания и святых отцов, у нас с вами не остается выбора: если мы хотим быть истинными христианами и людьми Церкви, то должны причащаться, и причащаться почаще, но при этом не имеем права быть духовно расслабленными, не ведущими борьбу с грехом, не молящимися, не постящимися, не милосердными. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).