«РАДОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕНОЙ»

Одно из право­слав­ных ли­тургиче­ских песнопе­ний справед­ливо утвер­ждает, что о Богома­тери нам «удобее молча­ние» (приличнее молчать)! 

Это дей­ствительно так, поэтому целомудрен­ное повествование канонических Евангелий отмечает лишь некоторые эпизоды Ее жизни, да и то лишь в свя­зи с Сыном. Ни слова не сказано о рождении, юности (до обручения Иосифу), достаточно продолжитель­ной жизни после праздника Пятиде­сятницы (ставшего для нас Днем Свя­той Троицы), и, наконец, о блаженном успении.

Понятное человеческое любопыт­ство, не желающее мириться с тем, что далеко не обо всем нам следует знать и говорить, находит себе отду­шину в многочисленных апокрифиче­ских текстах, не вошедших в Библию, не имеющих догматического автори­тета и содержащих немало сомни­тельных (мягко выражаясь) описа­ний. Тем не менее, некоторые из них Церковь возводит в ранг Священного Предания и фиксирует в своем литур­гическом наследии. Один из таких па­мятников – «Книга о рождении Ма­рии» – и лежит в основе праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

В православном календаре это торже­ство принадлежит к разряду двунаде­сятых богородичных праздников и от­мечается 8/21 сентября. Разумеется, нам не известен ни точный год, ни, тем более, исторический день рожде­ния Девы. Это произошло примерно за два десятилетия до начала эры от Рождества Христова, по которой мы сейчас живем. Но поскольку рожде­ние будущей Матери Господа симво­лически открывает историю Новой, Христианской, эры, то логично, что именно этот праздник помещен в на­чало церковного года. Он выражает абсолютный смысл Дня Рождения Де­вы Марии как соучастницы истории нашего Спасения.

Содержание самого праздника со­ставляет драматичная история по­следних лет жизни бездетной пожи­лой супружеской четы, Иоакима и Ан­ны, принадлежавшей к «мессианско­му роду» иудейского царя Давида. Она завершилась рождением дочери, чье будущее никто не мог предви­деть.

Мессианские ожидания евреев, до­стигшие в период римской оккупации (с 63 г. до Р.Х.) своего апогея, выража­лись для потомков династии царя Да­вида в надежде стать родителями Мессии-Освободителя. Остальные же надеялись на участие их наследников в Его будущем вечном Царстве. По­этому бесплодие рассматривалось не как физический недостаток, но как на­казание Божие за явные или тайные грехи. Не оставивший потомства бес­следно исчезал с лица земли и из людской памяти.

Предание повествует, что Иоакиму, однажды хотевшему принести жерт­ву в Иерусалимском храме, было пуб­лично указано на его недостоинство. Некий храмовый книжник подошел к нему и сказал: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благосло­вил тебя Бог и не дал тебе потомство в Израиле!» «Посрамленный перед на­родом», старец удалился в пустыню к своим стадам, дав обет не возвра­щаться до тех пор, пока не получит знамения Свыше.

Остававшаяся дома Анна, узнав о бес­честии, постигшем супруга, вышла в слезах и смятении во двор и увидела среди ветвей лаврового дерева гнез­до едва оперившихся птиц. Этот зри­мый укор ее бесплодию был послед­ней каплей, переполнившей чашу страдания несчастной женщины. Ры­дая, Анна возвысила голос к Богу: «Господи Боже всемогущий, давший потомство и плодородие всякой тва­ри, и зверям, и змеям, и рыбам, и пти­цам, давший им радоваться на своих детенышей! Я приношу Тебе благодар­ность, ибо Ты приказал мне одной быть лишенной милостей благости Твоей, ибо Ты знаешь, Господи, тайну моего сердца, и я сотворила обет от начала пути моего, что если Ты дашь мне сына или дочь, я посвящу их Те­бе в Святом храме Твоем».

Молитва была услышана, и явивший­ся ангел объявил ей о рождении бла­гословенной Дочери. Возблагодарив Бога, Анна поспешила в Иерусалим, чтобы у Золотых ворот встретить Иоакима, получившего одновремен­но с ней такое же благовестие.

Родившуюся вскоре дочь назвали именем, данным ей ранее ангелом, – Мариам (Мария), что значит «госпо­жа» или «княгиня». Девочка, испро­шенная у Бога, должна была, по обету родителей, к Нему и вернуться, чтобы воспитываться в обстановке особой ритуальной чистоты при Иеру­салимском храме, подготавливаясь к своему единственному в человече­ской истории служению. Поэтому в трехлетнем возрасте состоялось Ее церемониальное «Введение во Храм» (это тема следующего двунаде­сятого богородичного праздника).

Неожиданное и несказанное рожде­ние Марии от пожилых родителей по­вторяет чудо рождения Ее далекого предка Исаака у престарелых Авра­ама и Сарры и продолжает библей­скую тему «испрошенных» у Бога де­тей, которым именно ввиду этого предстоит великое будущее (Иосиф Прекрасный, пророк Самуил, а неза­долго до рождения Спасителя – Иоанн Креститель). Поэтому Рожде­ство Богородицы – это праздник все­ленской радости, как об этом и поет­ся в праздничном тропаре (глас 4):

«Рождение Твоё, Богородица Дева,/ радость возвестило всей Вселенной:/ ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш./ Он снял проклятие и дал благослове­ние,// Он уничтожил смерть и даровал нам вечную жизнь.»

Юрий Иванович Рубан,
кандидат исторических наук, кандидат богословия

«РАДОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕНОЙ»