О молодильных яблоках и живой воде. Храмовый праздник в Нещерове 2014

 

 

 

 

 

 

 

 

Как обещало, не обманывая,

 Проникло солнце утром рано

 Косою полосой шафрановою

 От занавеси до дивана.

 

 

Оно покрыло жаркой охрою

 Соседний лес, дома поселка,

 Мою постель, подушку мокрую,

 И край стены за книжной полкой.

 

Я вспомнил, по какому поводу

 Слегка увлажнена подушка.

 Мне снилось, что ко мне на проводы

 Шли по лесу вы друг за дружкой.

 

Вы шли толпою, врозь и парами,

 Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня

 Шестое августа по старому,

 Преображение Господне.

 

Обыкновенно свет без пламени

 Исходит в этот день с Фавора,

 И осень, ясная, как знаменье,

 К себе приковывает взоры.

 

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,

 Нагой, трепещущий ольшаник

 В имбирно-красный лес кладбищенский,

 Горевший, как печатный пряник.

 

С притихшими его вершинами

 Соседствовало небо важно,

 И голосами петушиными

 Перекликалась даль протяжно.

 

В лесу казенной землемершею

 Стояла смерть среди погоста,

 Смотря в лицо мое умершее,

 Чтоб вырыть яму мне по росту.

 

Был всеми ощутим физически

 Спокойный голос чей-то рядом.

 То прежний голос мой провидческий

 Звучал, не тронутый распадом:

 

«Прощай, лазурь преображенская

 И золото второго Спаса

 Смягчи последней лаской женскою

 Мне горечь рокового часа.

 

Прощайте, годы безвременщины,

 Простимся, бездне унижений

 Бросающая вызов женщина!

 Я — поле твоего сражения.

 

Прощай, размах крыла расправленный,

 Полета вольное упорство,

 И образ мира, в слове явленный,

 И творчество, и чудотворство».

 

Борис Пастернак

 

19 августа весь православный мир отмечает один из самых больших и почитаемых праздников Преображение Господня. С давних времен, еще в дохристианские времена люди почитали этот магический день, недаром считавшийся поворотом лета на осень. В это день приносили в жертву плоды, выращенный в садах.

 

Более 1000 лет назад языческие традиции празднования Яблочного Спаса, в силу своей похожести, тесно переплелись с христианскими. С прадавних времен 19 августа люди приносили плоды, выращенные в садах (вплоть до гороха и ягод), на освящение, как жертву и благодарность за дары, и гордость за свой труд, за смирение перед высшими силами.

 

В этот день, в один из самых благородных христианских праздников, люди дарили друг другу радость и щедрость своей души и делились дарами урожая с бедными, тем самым прося у Бога доброты к усопшим родственникам.

 

Этот светлый праздник еще называют Спас на горе.

 

Согласно Евангелие, на гору Фавор поднялся однажды Иисус Христос с тремя своими учениками. Когда он поднялся на вершину Одежда его засверкала белизной, лицо засияло и он в одно мгновение преобразился. «При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. 5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.» ( Матф., XVII)

 

Удивительно то, что каждый год в этот день белое облако тумана опускается на землю, а после праздничного богослужения тает под лучами солнца, как напоминание необходимости духовного очищения и совершенствования, необходимости веры и упования на милость Спасителя.

 

19 августа я ехал ранним утром по пустынному шоссе, а вокруг дороги мягко и бережно стелился белый туман. Я ехал туда, где в ухоженном заботливыми руками монахов, словно молясь тихо шепчутся яблони. Ехал туда где шелковые травы на правом берегу реки Стугна создают неповторимые запахи уходящего лета. Я ехал в Нещеров. Ехал на храмовый праздник Спасо-Преображенского скита Ионинского монастыря.

Несмотря на немногочисленную братию им удалось создать неповторимый душевный климат и атмосферу любви ко всему, что окружает человека.

 

Монахи по одному неспешно поднимались к храму и каждый приступал к выполнению своей задачи. Начиналась служба.

Спелым перезвоном зазвучали колокола и к храму потянулись прихожане и гости. Они заходили в нараспашку открытые храмовые двери с наполненными корзинками янтарно-окрашенных яблок, спелых груш и сочного винограда и древний храм наполнялся уверенностью, что в этот день, если попросить Господа о чем-то, это обязательно сбудется, уверенностью, что самый главный плод – это наше духовное преображение.

«На ладошке у ребенка

 Солнце яркое лежит.

 Улыбаются глазенки,

 Сок по пальчикам бежит…»

 

Несмотря на сложную обстановку в стране ни от одного человека не услышал о политике. Как все таки здорово, что есть места, где душа может отдохнуть

 

На клиросе пел церковный хор стройными красивыми голосами, а я слышал песнь о солнце, готовящегося к зимнему покою, песнь о продлении хрупкой жизни и мне казалось эти Божественные звуки отдавались в каждом сердце присутствующих на богослужении, уверовавших, что молитва и покаяние, осмысление суетности сего мира есть начало реального обращения к Господу.

Каждому воздается по вере его!

 

В этот день хлебопашцы отдыхали. Зерновые должны были быть убраны до этого дня. После Спаса наступали дождливые дни и никакой отечественный гидрометцентр не мог с этим справиться. Люди давно заметили, что сжатая после Спаса рожь плохо хранилась, из нее получалась никудышная выпечка, а тесто имело неприятный привкус. Это сейчас разбалованные всякими удобствами горожане напрочь забыли вкус настоящего хлеба. Часто-густо покупать в магазине хлебные изделия не хочется из-за отсутствия натуральных составляющих, делающих этот продукт действительно вкусным, целебным и сытным. Моя бабушка до двух часов замешивала хлебное тесто и делала это исключительно руками, как бы уговаривая его. И хлеб безо всяких рыхлителей получался пушистым и ароматным и хранился очень долго не плесневея и не черствея, как заговоренный. Помню, как она говорила, что какая погода на Спаса – такая и на Покрову будет (14 октября). И зиму так же определяли – если дождь к вечеру пойдет – быть зиме снежной. Многими веками эти приметы проверены народом, и никакая коммунистическая пропаганда не смогла в ними справится.

А лучи поднимающегося солнца все смелее заглядывали в окна храма, посылали друг другу приветы, рисуя на белых стенах разнообразные узоры в виде сердечек через просвечивающуюся листву. От алтаря исходил Божественный свет, проникая через руки священнослужителей в самые сокровенные уголки душ, передавая им послание, что люди, как и плоды, уже созрели для добрых дел.

 

Несмотря на тяжелое в стране время и выпавший рабочий день народу было никак не меньше чем в прошлом году, а может и больше даже. Причем молодежи было явно больше половины, что для многих приходов таки проблема.

 

Ласковое солнышко поднималось вверх, заглядывая в старинные окна храма и играло своими лучиками на румяных детских щечках, отчего дети светились каким-то внутренним Божественным светом чистоты, а когда лучики попадали на лица взрослых они не щурились, их лица добрели и казалось, что эти лучики проникают в самую глубину их израненных душ и в этом благодатном свете сжигались все проблемы и заботы. В этот праздник мы молимся и надеемся получить утешение в наших земных скорбях, мы молимся и надеемся получить такую небесную славу и то сияние, какое получил Христос на горе Фавор.

 

После причастия под веселый перезвон колоколов крестный ход с молебном против часовой стрелки, как бы навстречу солнцу, навстречу Иисусу Христу обошел храм, похожий на плывущий по лугу корабль, и священнослужители живой водой святили принесенные плоды. Сколько радости было в глазах людей, когда на них падали благодатные капли!

А потом всех пригласили за щедро накрытые столы.

 

Я ехал домой. А в корзинке, накрытой вышитым украинским рушником с богатыми узорами древних славян лежали освященные молодильные яблоки, виноград и мед и вдыхая их запахи я чувствовал себя сильным и все мои бывшие проблемы казались мне уже не существенными. А люди уезжали из Нещерова в переполненных транспортных средствах, в которых яблоку упасть было некуда!

Жизнь прекрасна! С праздником, всех! С Преображением Господнем! С яблочным Спасом!

                                                    Сергей Рыжков   август 2014