«ГЛАВНОЕ СОСТОЯНИЕ — ЭТО СОСТОЯНИЕ РОСТА»

Жизнь — это движение. Этот перефразированный тезис стал лейтмотивом нашей встречи с отцом Иоасафом во время его пребывания в Свято-Елисаветинском монастыре. Стагнация и динамика, тление и духовное развитие, консерватизм и прогресс — обо всем этом мы говорили в приложении к обычной, мирской жизни, жизни церковной и жизни внутренней, личностной. «У человека греховного главное состояние — замереть, не двигаться, не меняться. Потому что грех сам по себе уничтожает, это тление. Там, где есть движение, — есть жизнь. Поэтому главное состояние — это состояние роста. И современные средства, тот же Интернет, о влиянии и роли которого в Церкви сейчас немало дебатов, — лишь средство развития…» — такие мысли озвучил отец Иоасаф в начале нашей встречи, и я понял, что разговор будет интересным.

Отец Иоасаф, хотелось бы немного познакомить наших читателей с Вами. Вы служили в монастыре городском, «открытом», а сейчас служите в скиту… 

Я убедился, что Сама Пресвятая Богородица приводит человека в тот монастырь, который ему нужен. В определенный момент Божия Матерь привела меня в киевский Свято-Троицкий Ионинский монастырь. Там, в городском монастыре, развернулась наша обширная деятельность, связанная с молодежью, с издательством. Потом пришла пора для других проектов. У нас появился монастырь за городом, где я стал скитоначальником. Здесь 25 братий и другое направление, более аскетичное, более молитвенное, настроенное больше на изменение самого себя.

Поскольку теперь у Вас появилась возможность сравнивать, что, на Ваш взгляд, важнее?

Церковь всегда знает, что на это ответить: необходимо абсолютно все. Нужны городские монастыри, но это не исключает и того, что должны быть монастыри за городом. Сейчас время очень динамичное, и мирскому человеку не нужно ждать воскресенья, чтобы прийти на литургию и помолиться именно в этот день, можно сделать это даже в будни. Ни один священник, у которого семья, не сможет совершать Божественную литургию каждый день. А монастырь может.

Потом, в городе монахи не просто молятся каждую минуту. Ни для кого не секрет, что монах 24 часа в сутки посвящен церкви. Я сказал бы так: он — имущество церковное. А так как он живет в церкви, то может заниматься 24 часа в сутки именно церковными делами.

Конечно, главная задача монастырей — молитва. Но кроме молитвы это еще и просвещение. Я бы не говорил «миссионерство». Миссионерство — это среди народа, который не знает Христа вообще. Слово «просвещение» больше отвечает сути. Задача православных — просвещать. Как Господь говорил, свечу нужно ставить на видное место, чтобы освящала всю комнату (См.: Лк. 11: 33). И одна из таких свечей — монастыри, которые находятся в городе, до которых очень легко доехать на общественном транспорте, дойти пешком. Даже в Нещеровский монастырь, так как он находится недалеко от города Обухова (это крупный районный центр под Киевом), многие люди из Обухова и самого Киева приезжают молиться. Так что все должно быть. В этом-то как раз и красота Православия, красота всей нашей жизни.

Чему Вас учит монастырь?

Жизнь — это динамика. У человека греховного главное состояние —замереть, не двигаться, не меняться. Но грех сам по себе уничтожает, это тление. Там, где есть жизнь, там, где есть движение, мы видим росточек дерева, которое постепенно поднимается. Мы не видим, как оно растет, но оно становится больше, потом начинает приносить плоды. Не зря в Священном Писании Господь чаще всего использовал для примера растения. Поэтому главное состояние — это состояние роста. И я отношусь к своей жизни как к состоянию роста: вырос в одном монастыре, получил какие-то плоды, какой-то результат, теперь подростковый возраст проходит в другом. Хочется учиться всему и познавать еще больше, приносить плоды и себя реализовывать как человека.

Я очень люблю животных, и так получилось, что именно наш Нещеровский монастырь первый в Украине организовал приют для животных. Сейчас у нас около 40 питомцев, благо территория позволяет. И это тоже один из аспектов моей жизни, один из этапов моего роста: чтобы не только люди, но и животные получали благодатный свет от монахов.

Если мы таким образом относимся к своей жизни, тогда мы по-настоящему живем; когда мы не просто от зарплаты до зарплаты существуем, когда не просто приходим на работу по звонку и не можем дождаться последние пять минут, чтобы побыстрее сбежать. А когда мы через день или раз в неделю получаем что-то новое, когда у нас есть новые идеи, новые проекты, тогда мы реализовываем себя как люди, ведь Господь не зря создал нас именно такими. Если мы будем себя постоянно реализовывать в течение жизни, то рано или поздно, сами того не заметив, придем к каким-то определенным духовным плодам, о которых пишут святые отцы в книгах.

Уж если мы заговорили о развитии, то давайте поразмышляем над одним из актуальных вопросов: современный человек получает информацию из СМИ, самым популярным из которых сегодня является Интернет. Как правильно к нему относиться? 

Мы привыкли всю нашу жизнь делить на «плохо» или «хорошо», забывая, что в ней есть и полутона, оттенки. Ко многим житейским вопросам нельзя подходить с позиции детских сказок — это плохой герой или хороший, всегда есть середина. Точно так же и с социальными сетями, Интернетом. Наша задача сделать так, чтобы все служило во благо человечеству. Первой книгой, которая появилась на Руси, было Священное Писание. Может быть, поэтому нужно, чтобы и в Интернете появилось больше качественных материалов.

Другой аспект. Если раньше книгу святого отца купить было практически невозможно или она стоила бешеных денег, то сейчас благодаря Сети можно найти все, что необходимо. И такие материалы освящают Интернет. Но все равно не нужно забывать о дозировании его использования. Мы отлично знаем, что едой можно насытить себя, а можно так переесть, что невозможно встать из-за стола. То же самое касается Интернета.

Как определить, какой объем информации или время, которое ты находишься за компьютером, — оптимальные?

Все зависит от того, как молодого человека воспитали. Здесь нам стоит обратиться к тем родителям, у которых сейчас растут дети. Умение научить правильно и дозированно пользоваться социальными сетями, Интернетом — это то же самое, как научить ребенка пользоваться зубной щеткой, чтобы он в течение своей земной жизни делал это для собственной гигиены. То же самое — культура питания, культура общения. Помните, как в школе нас учили культуре обращения с книгой? Нам объясняли, что книги нужно беречь, порвавшиеся странички — заклеивать. Сейчас пришло такое время, когда нам необходимо учиться культуре обращения с Интернетом. И тогда все будет замечательно.

Как Церковь относится к существованию Всемирной паутины?

Есть люди, которые все новое, неизведанное сразу принимают «на ура». А есть люди настолько консервативные, что не приемлют нового. Однако если мы посмотрим на историю Церкви, то увидим, что Церковь не настолько консервативна, как многим может показаться. Первая напечатанная книга — это Священное Писание. Первые книги, которые появились, — это книги святоотеческие. Даже электрический свет храмы стали использовать одними из первых. Как-то мне в руки попала книга, в которой описывался спор 1905 года (!) в бумажных изданиях о том, насколько благочестиво использовать электрический свет в храмах. Сейчас нам кажется это обыденным, но уже тогда Церковь брала все лучшее на пользу красоты нашего богослужения. Поэтому с Интернетом то же самое: все нужно брать для собственного развития, для собственного роста.

Раньше человеку, для того чтобы совершить паломничество, нужно было полжизни собирать деньги и потом уже ехать куда-то на край Вселенной, и не всегда он попадал к тем святыням, к которым стремился. Как об одном из крестовых походов в истории написано: люди шли, но были настолько неграмотными, что приходили в каждое соседнее селение и спрашивали, не Иерусалим ли это. Сейчас у нас много информации, и я, если куда-то еду, могу заранее в Интернете посмотреть, какие святыни есть. Таким образом, во-первых, я экономлю время, которое могу потратить на что-то другое (например, службу, общение с людьми), во-вторых, могу более грамотно составить график своего пребывания в том или ином городе.

Преимущества Интернета неоспоримы. Но как Вы думаете, заменит ли он когда-нибудь бумажные носители информации?

Конечно, то, что сейчас многие храмы, монастыри, православные издания имеют свои странички, то, что сейчас создаются приложения для смартфонов, благодаря которым журнальную статью можно прочитать прямо с экрана, — это удобно. Однако как психолог должен заметить, что есть определенный элемент удовольствия в перелистывании страниц, в прикосновении к ним, поэтому очень хочется верить, что бумажные издания никогда не исчезнут. Эти осязательные ощущения нам необходимы. Но одно не исключает другое: если я не могу найти ту или иную интересующую меня книгу, то открываю Интернет и нахожу. А еще я считаю, что Интернет может способствовать человеку в поисках Бога.

А как Вы нашли Его? Почему пришли к Богу?

Изначально у меня самый болезненный вопрос был — это бессмысленность существования. Мне мало было просто спать, просто есть, просто дружить, просто любить, хотелось понять смысл. Ведь все должно быть осмыслено. Не зря Фрейд в свое время открыл, что в человеке есть не только сознание, но и бессознательное. При этом само по себе бессознательное может быть как нашим врагом, так и нашим другом. Однако даже неверующие психологи понимали, что бессознательное рано или поздно должно выходить на уровень сознания…

У каждой вещи есть своя суть, свое какое-то отдельно взятое бытие. И вот понять смысл этого, наверное, — главная задача. Думаю, что если человек постоянно задает себе этот вопрос, и он для него самый главный в жизни, то человек этот обязательно станет верующим, потому что все имеет ответы в вере, в Боге.

Именно поэтому, кстати, многим родителям я советую не пытаться сделать детей христианами, как это ни парадоксально звучит. Я советую папам и мамам научить детей искать смысл жизни, искать смысл во всем. Однажды одна мама ответила мне на это: «Но это же больно…» Так в этом-то и дело! Родители иногда оберегают своих детей от боли, хотят оградить абсолютно от всего, но это невозможно. И тогда вырастают как раз безбожники, которые рушат храмы, как в 1917 году, начинают расстреливать всех и вся, думая, что делают благо. Если воспитывать человека в духе «да, через боль, да, через скорби внутренние, но искать, постигать смысл», то рано или поздно он станет верующим, церковным человеком.

Если каждый начнет искать этот смысл, то, может, прекратятся войны, революции, протесты?..

Я все-таки реалист. И как реалист прекрасно понимаю, что нас всегда было, есть и будет меньшинство. Конечно, хотелось бы создать идеальное общество, но мы помним, что еще на первых Вселенских соборах ожидание Царства Небесного здесь, на земле, было осуждено как ересь. Поэтому еще один из моментов верующего человека — это реализм.

Атеисты нас обвиняли в том, что мы мистики. Да, Православие очень мистично, это факт. Но парадокс заключается в том, что реализм верующего человека именно в его мистичности. С одной стороны, мы здесь находимся, мы реально понимаем, что христианство никогда здесь, на земле, в этом грешном мире не победит. Нужно понять, что мы однозначно проиграем, антихрист придет. Но другое дело — от нас зависит, когда он придет. Заведомо вроде бы проигравшая религия — христианство — мы все равно выиграем, мы все равно победим, потому что второе пришествие Христа не заставит ждать. Получается, через поражение мы побеждаем. Нас убивают, а мы, наоборот, становимся крепче. Христиан мучали в первые века христианства, а их становилось все больше. В этом парадокс, и этот момент ни сатана, ни атеисты никогда не смогут понять. И вот в этом есть реализм.

Кто из нас витающий в облаках и больший мистик в плохом смысле слова? Это мы, верующие люди, которые отлично понимают, что нас ожидает впереди — и все поражения, и все победы, или же люди, которые борются с ветряными мельницами, которые думают, что рано или поздно победят, что религия как «опиум для народа» исчезнет? Хрущев в свое время обещал показать последнего попа по телевизору, но последний раз показали его. И все. Другое дело, мы должны понимать, что наша сила не в том, что мы надеемся на светлое будущее. Наша сила именно в Боге. А вот этот момент мы, к сожалению, сейчас начинаем забывать. Мы, с одной стороны, вроде бы создаем общины, крепчаем, занимаемся социальным служением (и наш монастырь, кстати, в этом вопросе один из первых). Но с другой стороны главная задача православного человека — это молитва. И если правильно расставить приоритеты, я уверен, все будет замечательно.

Беседовал Димитрий Артюх

Подготовила Татьяна Запека

источник :  http://www.obitel-minsk.by/_oid100114602.html  

19.10.2016