4 ФЕВРАЛЯ ПРА­ВО­СЛАВ­НАЯ ЦЕР­КОВЬ ВСПО­МИ­НА­ЕТ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКА АНАСТАСИЯ ПЕРСЯНИНА

Крест­ное дре­во изум­ля­ло необыч­ны­ми чу­де­са­ми, так что мно­гие го­во­ри­ли: «Бог Хри­сти­ан­ский при­шел в Пер­сию».

Про­слы­шав об этом, юно­ша стал рас­спра­ши­вать о зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, и его серд­ца кос­ну­лась бла­го­дать Бо­жия, а в ду­ше за­теп­лил­ся огонь ве­ры. Ко­гда он был по­слан на вой­ну в Гре­цию, то, дой­дя до г. Хал­ки­до­на, остал­ся жить у пер­са-хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый на­ста­вил его в ис­тин­ной ве­ре. При­дя в Иеру­са­лим, он при­нял Кре­ще­ние и по­сту­пил в мо­на­стырь, где под­ви­зал­ся, укра­шая се­бя сми­рен­но­муд­ри­ем, кро­то­стью и тру­до­лю­би­ем. По­сле се­ми лет пре­бы­ва­ния в мо­на­сты­ре, в ка­нун празд­ни­ка Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, ему бы­ло от­кры­то, что его ожи­да­ет му­че­ни­че­ская кон­чи­на за Хри­ста.

При­дя в Ке­са­рию, св. Ана­ста­сий был схва­чен во­и­на­ми, при­няв­ши­ми его за ла­зут­чи­ка. На су­де пе­ред ха­ном Мар­за­ва­ном он ис­по­ве­до­вал се­бя хри­сти­а­ни­ном, за что был за­ко­ван в же­лез­ные це­пи и от­ве­ден на ка­ме­но­тес­ные ра­бо­ты. Ви­дя, что нель­зя по­ко­ле­бать му­че­ни­ка, его пре­да­ли же­сто­ким му­че­ни­ям вме­сте с 70 уз­ни­ка­ми, сре­ди ко­то­рых бы­ло мно­го хри­сти­ан. Все они бы­ли уду­ше­ны на бе­ре­гу ре­ки. Го­ло­ву св. Ана­ста­сия от­ре­за­ли и при­нес­ли ца­рю, а те­ло бро­си­ли псам, но ни один не при­кос­нул­ся к нему. Инок, по­слан­ный из Иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря, где под­ви­зал­ся св. Ана­ста­сий, под­ку­пил стра­жу и по­хо­ро­нил му­че­ни­ка. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­то­го по­сле­до­ва­ла в 628 г.

Молитвы

Тропарь преподобномученику Анастасию Персянину, глас 4

Мученик Твой, Господи, Анастасий/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощньш дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак апостолу Тимофею и преподобномученику Анастасию Персянину, глас 1

Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/ вернии, воспоим вси,/ с сим почитающе мудраго Анастасия,/ возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/ и отгонящаго душевныя наша страсти/ и недуги телесныя.