– Наблюдая за жизнью афонских монахов, нельзя не заметить одну объединяющую их всех черту. Простоту. Простота в быту и разговоре, неспешность в размышлениях и размеренность в действиях. Все это волей- неволей вселяет мир и покой.
Глядя ни них, понимаешь, что самое лучшее в людях, конечно, простота.
На Афоне все пронизано простотой и незамысловатостью. Это так контрастирует с нашей обычной жизнью.
Мы исполнены обилия предрассудков, различных кривизн, сложностей, высокомерия. Мы перестаем замечать простые превосходные вещи, находящиеся под ногами и наполняющие жизнь истинным смыслом и радостью.
Мы не говорим о таких прекрасных вещах, как, скажем, дождь или собирание грибов и ягод, считая это темами третьесортными. К достойным же относим только заумные разговоры о политике или геополитике, всякого рода аналитику и прочие новости, которые зачастую вносят в нашу жизнь лишь беспокойство.
Отсутствие простых и незатейливых вещей лишает нас всего настоящего, а значит жизнеутверждающего, созидательного: мы бежим от природы, от простой еды, от простых людей и простых отношений, упорно усложняя свою жизнь и жизнь своих близких.
Мы сознательно вытесняем из себя простоту, хотя именно в ней заложена крупинка нашей самобытности, истинности.
Мы ищем Бога в чем-то великом и грандиозном, ждем знаков от Него и знамений в виде грома и молний, усматриваем Его волю в рокоте стихий, в величайших событиях.
А Он однажды незаметно и тихо явится нам в доверчивой улыбке ребенка или в извиняющемся взгляде беспомощного старика, в легком дуновении ветра или в пронизывающем звуке тишины, заполнившем на миг пространство. Он явится нам во всей Своей простоте.
Подсознательно мы все находимся в поиске простоты, потому что она созвучна совести, являясь олицетворением истины. Она не приукрашена и неприкрыта, непритворна и нелицемерна, она такая, какая есть. И в этом ее сила. Мы стремимся к ней и сопротивляемся ей одновременно. Наши страхи сковывают нас, внушают, что став проще, мы потеряем уважение и статус, вызовем насмешки у окружающих. Но это не так. Простота очищает сердце от шелухи и беззаконий, делает его чистым, способным видеть Бога: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Верующий человек непременно прибегает к поискам простоты, осознав, что это именно те узкие врата, о которых говорил Господь. Такой человек не склонен самоутверждаться среди других людей, так как все его достижения разбиваются о совершенство Всесовершеннейшего Бога и становятся ничем – дымом и пылью. Он тянется к Нему, но понимает, что никогда не сможет дотянуться. И это отрезвляет, смиряет и все упрощает. Достижения отданы Богу, все заслуги – Его.
Не пришедшие еще к Богу люди не ведают о столь высоком ориентире и предпочитают сравнивать свою жизнь с жизнями и поступками других, сознательно выискивая в них минусы и ошибки, таким образом, самоутверждаясь, усложняя этим мир и отношения.
На Афоне все предельно просто. И любой даже мимолетный разговор с афонским монахом наполняет душу легкостью и радостью. Ты как будто сбрасываешь с себя стопудовые гири.
Ощущение легкости не покидает на протяжении всего пребывания на Святой Горе. И еще некоторое время, по прибытии домой, мысленно возвращаешься к увиденному и услышанному там: простому укладу жизни афонских насельников, незамысловатым, но глубоким словам, раскрывающим перед тобой то, о чем стоило давно догадаться самому, спокойствию и гармонии, царящей повсюду, отсутствию какой-либо сложности и напыщенности.
Простота – это как глоток свежего воздуха.
Нам всем есть к чему стремиться, куда расти. Главное, чтобы все наши стремления и поступки стали живым свидетельством присутствия Христа в нашей жизни, нашим личным Евангелием.
И Божия простота помогает в этом, помогает увидеть зло в первую очередь в себе и убить его ради ближних своих, чтобы не стать его распространителем и хранителем.
Простота спасает от душевного хаоса, приводя все в порядок, четко разграничивая добро и зло в наших сердцах. К этому нужно постоянно стремиться, беспрерывно работать в этом направлении без какой-либо оглядки на сложное время, в которое мы якобы живем, и тяжелую ситуацию.
«Плохие времена, тяжелые времена – вот что люди не устают повторять. Но давaйте сами начнем жить хорошо, и времена станут хорошими. Мы и есть времена. Каковы мы, таковы и времена», – мудро утверждал Блаженный Августин.
У истины всегда простые речи.
Записала Наталья Горошкова