ГОСПОДЬ ТАК БЛИЗОК…

 

От Государыни Императрицы Александры Феодоровны А.В.Сыробоярскому.

28 мая 1917 г., Царское Село

Все можно перенести, если Его (Бога) близость и любовь чувствуешь и во всем Ему крепко веришь. Полезны тяжкие испытания, они готовят нас для другой жизни, в далекий путь. Собственные страдания легче нести, чем видеть горе других, и не будучи в возможности им помочь. Очень много Евангелие и Библию читаю, так как надо готовится к урокам с детьми, и это большое утешение с ними читать потом все то, что именно составляет нашу духовную пищу. И каждый раз находишь новое и лучше понимаешь. У меня много таких хороших книг, всегда выписываю из них. Там никакой фальши. Вы когда-нибудь читали письма Иоанна Златоуста к диакониссе Олимпиаде? Я их теперь опять начала читать. Такая глубина в них, наверное, Вам понравились бы. Мои хорошие книги мне очень помогают. Нахожу в них ответы на многое. Они силы дают, и утешение и для уроков с детьми. Они многое глубоко понимают — душа растет в скорби. Вы это сами знаете.

Завтра в 12 часов молебен. Татьяне будет 20 лет уже. Они здоровы все, слава Богу. Надо Бога вечно благодарить за все, что дал, а если отнял, то, может быть, если без ропота все переносить, будет еще светлее.

Всегда надо надеяться. Господь так велик, и надо только молиться неутомимо Его просить спасти дорогую Родину. Стала она быстро, страшно рушиться в такое малое время. Но тогда, когда все кажется так плохо, что и хуже быть не может, Он милость Свою покажет и спасет все. Как и что, это только Ему Одному известно... Хотя тьма и мрак теперь, но солнце ярко светит в природе и дает надежду на что-то лучшее. Вы видите, мы веру не потеряли, и надеюсь никогда не потерять, она одна силы дает, крепость духа, чтобы все перенести. И за все надо благодарить, что могло бы быть гораздо хуже... Не правда ли?

Мы и в саду бываем (то есть на свободе). А вспомните тех, других, о, Боже, как мы за них страдаем, что они переживают невинные... Венец им будет от Господа. Перед ними хочется на коленях стоять, что за нас страдают, а мы помочь не можем, даже словом. Это тяжелее всего. Больно за них, но и для них, я верю крепко, будет еще хорошее (мзда многа на небесах) и здесь еще...

От Государыни Императрицы Александры Феодоровны А.В.Сыробоярскому

29 мая 1917 г., Царское Село

...Как тяжело читать газеты... Где мы? Куда дошли? Но Господь спасет Родину. В это крепко верю.

Только где дисциплина? Сколько гадостей о Нем (Государе) пишут: слабоумие и т.д. Хуже и хуже, бросаю газеты, больно и больно все время. Все хорошее забыто, тяжело ругательства про любимого человека читать, несправедливость людей и никогда никогда ни одного хорошего слова... Не позволяют, конечно, печатать, но вы понимаете, что за боль. Когда про меня гадости пишут — пускай, это давно начали травить. Мне все равно теперь, а что его оклеветали, в грязь бросают Помазанника Божия, это чересчур тяжело. Многострадальный Иов. Лишь Господь его ценит и наградит за кротость. Как сильно внутри страдает, видя разруху. Это никто не видит. Разве будет другим показывать, что внутри делается, ведь страшно свою Родину любит, как же не болеть душой, видя, что творится. Не думала, что за три месяца придется такую анархию увидеть, но надо до конца терпеть и молиться... молиться, чтобы Он все спас.

А Армия... плачешь, не могу читать, бросаю все и вспоминаю страдания Спасителя, Он для нас, грешных, умер, умилосердится еще, может быть. Нельзя все это писать, но это не по почте, и новый комендант не будет меня бранить, я думаю, а Вы не теряйте веру, не надо, не надо, а то уже не хватит сил жить. Увидят сами, что дисциплина и порядок нужен, что не надо бояться быть сильнее плохих разрушительных элементов, которые только стараются скорее видеть гибель России. Они не патриоты, ничего святого у них нет... Наступления ждут, медлят опять... О, больно, больно душе, но Он спасет, поможет, услышит молитвы любящих Россию...

...Сильно хочется помочь и постараться мрак рассеять. Не надо так на все смотреть, не все потеряно. Господь спасет дорогую Родину, но терпеливо придется ждать (конечно, сложа руки самое трудное), но это должно кончиться.

Вы про историю говорите. Да, все это было раньше и будет опять, все повторяется, но иногда Господь Бог по иным путям народ спасает. В людей, Вы знаете, Я почти не верю, но зато всем Своим существом в Бога, и все, что случится, не отнимет эту веру. Не понимаю, но знаю, что Он понимает и все к лучшему творит. Люди стали все хуже и хуже. Содом и Гоморра в столице, а на фронте?.. Мало лучше в городах, за это наказание, и много из тех уже пострадали. Все, которые (из хороших, но глупых и смешных) все ругали и осуждали, видят, какую кашу заварили, а теперь боятся, что крестьяне все у них отнимают, что кажется им несправедливо... потому что сильно, больно. Для души это полезно. Те, кто в Бога крепко веруют, тем это годится для (вот слова не могу найти) опыта совершенствования души, другим для опыта...

Господь их наградит, верьте. Я знаю одного старика, который долго сидел (в тюрьме), выпустили, опять сидит, и он стал светлым, глубоко верующим и любовь к Государю и веру в Него и Бога не терял. Если награда не здесь, то там, в другом мире, и для этого мы и живем. Здесь все проходит, там — светлая вечность. О, верьте этому! Вы молоды, Вам трудно об этом думать, но раз в жизни пострадаете, найдете в этом утешение. Испытания всем нужны, но надо показать и твердость во всем и все перенести с крепкой верующей душой. Нет таких невзгод, которые бы не проходили. Господь наш обещал это в своем безконечном милосердии, и мы знаем, какое непостижимое блаженство Он готовит любящим Его. Помоги Он всем перенести с такой покорностью Его святую волю...

“Не все на небе будет ночь, авось и солнышко проглянет”. Его дорога оставлена, чтобы нам идти, путь тернистый, но Он его перед нами прошел, — пусть и крест наш так же, как и Он, понесем. Не умею писать, но молюсь горячо, да облегчит Он Вам Ваши страдания за других, да утешит и подкрепит Он Вас. Помните, как Ваш любимый Отец все жестокости и несправедливости перенес... Да иногда жизнь и здоровье не выносит, а дух должен. Вы меня хорошо знаете и понимаете мое искреннее желание помочь Вам. Лю­ди плохи, и Он наказывает, наказывает примером. Царство зла теперь на земле. Но Он выше всего, Он все может повернуть к лучшему. Увидим еще лучшие дни. Вы молоды, увидите еще другое, не будьте малодушным. У кого совесть чиста, тот и клевету и несправедливость легче переносит. Не для себя мы живем, а для других, для Родины (так это и понимали). Больше чем он (Государь) делал, невозможно. Но раз сказали для общего блага... Но не верю, что Господь не вознаградит за это. А те, которые так гнусно поступили, им глаза будут открыты, у многих это уже и есть.

Психология толпы — страшная вещь. Наш народ уж очень некультурен, — оттого, как стадо баранов, идут за толпой. Надо дать им понять, что обмануты, — все может пойти по иному пути. Способный народ, но серый, ничего не понимает. Раз плохие везде работают на гибель, пускай хорошие стараются спасти страну. Надо избавиться от врага внешнего — это первый долг, а с такими войсками стало безумно трудно, но не совсем безнадежно — есть патриоты настоящие, есть Бог. А мы в тылу должны молиться всеми слабыми силами — умолять Его спасти Родину. И Он услышит, умилосердиться. Многое еще перенести придется. Плохие не станут лучше, но зато есть где-то хорошие, но, конечно, слабые «капли в море», как Вы их называете, но все вместе могут быть со временем поток очищающей воды и смоют всю грязь...

От Государыни Императрицы Александры Феодоровны Ю.А.Ден.

5 июня 1917 г. Царское Село

Вспоминаю прошлое. Надо смотреть на все спокойнее. Что можно сделать?

Если Он (Господь) посылает нам такие испытания, то, очевидно, Он считает нас достаточно подготовленными для них. Это своего рода экзамен — надо показать, что мы не напрасно через них прошли. Во всем есть свое хорошее и полезное, каковы бы ни были наши страдания — пусть будет так, Он пошлет нам силы и терпение и не оставит нас. Он милостив. Только надо безропотно преклониться перед Его волей и ждать, — там, на другой стороне, Он готовит для всех, кто Его любит, несказанную радость. Вы молоды, как и ваши дети, — как много их у меня, помимо моих собственных. Вы увидите, настанет ясное и безоблачное небо. Гроза еще не прошла и поэтому так душно, но я знаю, что потом будет лучше. Надо только иметь немного терпения — разве это так уж трудно?

Я благодарю Бога за каждый день, который проходит спокойно...

Три месяца уже прошло (после революции)!! Народу обещали, что будет больше продовольствия и топлива, но все стало хуже и дороже. И всех обманули — мне жаль народ. Скольким мы помогали, но теперь все кончено.

Ужасно думать об этом!... Но на все воля Божия

От Государыни Императрицы Александры Феодоровны М.М.Сыробоярской

Тобольск, 17 октября 1917 года.

Никто никому не верит, все следят друг за другом. Во всем видят что-то ужасное и опасное. О люди, люди! Мелкие тряпки. Без характера, без любви к Родине, к Богу. Оттого Он и страну наказывает.

Но не хочу и не буду верить, что Он даст ей погибнуть. Как родители наказывают своих непослушных детей, так и Он поступает с Россией. Она грешна и грешит пред Ним и не достойна Его любви. Но О всемогущий — все может. Услышит наконец, молитвы страдающих простит и спасет, когда, кажется, что конец уже всего. Кто свою Родину больше всего любит, тот не должен потерять веру в то, что она спасется от гибели, хотя все идет хуже.

Надо непоколебимо верить...

От Государыни Императрицы Александры Феодоровны М.М.Сыробоярской

Тобольск, 27 ноября 1917 г.

...В такое безпокойное неестественное время все трудно перенести.

Боишься за дорогих, но Господь Бог не оставит их и услышит Ваши молитвы. Вашу молитву часто читаю и Вас вспоминаю. В молитве утешение; жалею я тех, которые находят немодным, ненужным молиться. Не понимаю даже, чем они живут. Духовный мир далек от них, все суета и суета. Оттого все так плохо пошло. Он не может благословить и дать удачу таким. Все забыли Родину и правду. Живут ложью, только о собственных выгодах и думают. Неимоверно тяжело видеть гибель народа дорогой страны, но и Христос не оставит своих, не даст погибнуть всем невинным. Соблазн и разруха всего, тьма покрывает все, стыд и срам, до чего в это короткое время дошли, разве совесть у них еще спит? А когда последняя минута их придет, когда перед вечным судом будут стоять... хочется им кричать: “Проснитесь, душа погибает”.

Земное короткое существование проходит, а что там их ждет? Милосердный Господь, сжалься над несчастной Родиной, не дай ей погибнуть под гнетом «свободы». Простите, что я так пишу, но вырвалось, крик души. Слишком сильно я свою Родину люблю, нелегко видеть, как с удовольствием все разрушают, мучают — позор! Довольно этого. Христос-Спаситель наш умер, страдал за грехи наши и спасет еще. Крепко этому верю.

От Государыни Императрицы Александры Феодоровны А.А.Вырубовой.

8 декабря, 1917 г. Тобольск.

...Буду теперь с удовольствием творения Григория Нисского читать, их раньше не имела. Последнее время читала Тихона Задонского. Все-таки привезла из моих любимых книг с собою. Ты Библию читаешь которую я Тебе дала? Но, знаешь, есть гораздо полнее и я всем детям подарила и для себя теперь большую достала, там чудные вещи — Иисуса Сираха, Премудрости Соломона и т.д. Я ищу все другие подходящие места — живешь в этом, — и псалмы так утешают. Родная, понимаем друг друга, спасибо за все, за все. Все переживаю...

...Господь так близок, чувствуешь Его поддержку, удивляешься часто, что переносишь вещи и разлуки, которые раньше убили бы. Мирно на душе, хотя страдаешь сильно-сильно за Родину и за тебя, но знаешь, что в конце концов все к лучшему, но ничего больше решительно не понимаешь — все с ума сошли. Безконечно тебя люблю и горюю за свою «маленькую дочку» — но знаю, что она стала большая, опытная, настоящий воин Христов...

...После годовщины, по-моему, Господь умилосердится над Родиной. Могла бы часами еще писать, но нельзя. Радость моя, сожги письма навсегда, в наши тревожные времена это лучше, у меня тоже ничего не осталось, прошлого, дорогого. Мы все нежно тебя целуем и благословляем. Господь велик и не оставит Своей всеобъемлющей любви... бодрствуй. Буду особенно вспоминать в Праздник, молиться и надеяться, что увидимся, когда, где и как одному Ему известно и будем все Ему передавать, Который лучше нас все знает...

От Государыни Императрицы Александры Феодоровны М.М.Сыробоярской.

8-го января 1918 г. Тобольск.

В такое страшное, мучительное время думаешь, что все церкви переполнены в Петрограде, но нет, почти совершенно пусты. Что же это такое? Как же не прибегнуть к Тому, от Которого все зависит? Если к Нему не обращаться — кто же спасет? Как чудны эти молитвы 6-го января (Крещение Господне).

Так молилась, чтобы Господь дал разум, премудрость и страх Божий всем людям, чтобы Дух Господень нашел бы на всех. Боже, как все Христа распинают!

Как Он ежечасно страдает из-за грехов мира... За нас Он умер, страдал и так мы Ему отплатили!..

Больно на душе, вглубь смотреть, читать все в душах безумных слепцов... И Та, за всех страдающая, видит этот ад, рыдания своих детей, приносит Сыну...