Слово "икона" – греческое, в переводе на русский язык означает "образ". Святые иконы берут свое начало в Священной истории Ветхого Завета. И применительно к ветхозаветным событиям традиционное их наименование – образ. Сам Святой Дух был творителем нерукотворных небесных образов. Господь явил Моисею с небес святилище Свое – образ скинии, ковчег и херувимов и строго повелел ему сделать подобные рукотворные святыни по виду и по образу показанных небесных образцов (Исх. 25). Творцом первых рукотворных образов стал Моисей, который сотворил их по образцу, данному Богом.
Отвергающие почитание святых икон – перед кем согрешают?
Понятно, что если все устройство храма Божия совершилось от Святого Духа, а не от вымысла человеческого, то все иконоборцы не перед человеком согрешают, но против Бога. Поэтому они должны именоваться даже не иконоборцами, но богоборцами и противниками Святого Духа.
О каких рукотворных образах упоминается во второй заповеди Божией и многих других местах Священного Писания, в которых строго запрещается почитать творимое руками человеческими подобие?
Из Священного Писания известно, что было два рода рукотворных образов: Божии и бесовские. Поэтому во второй заповеди Божией и многих других местах Священного Писания речь идет о строгом запрещении почитать бесовских кумиров и идолов. Их должно отвергать и сокрушать. Рукотворную же Божию святыню должно почитать и кланяться ей.
Сам Господь заповедал Моисею и Аарону научать людей строго различать их: "Чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея" (Лев. 10, 10-11). Также и через пророка Иезекииля Господь строго приказывал священникам: "Они должны учить народ Мой отличать священное от несвященного и объяснять им, что нечисто и что чисто" (Иез. 44, 23). Господь обличал священников иудейских, когда они не радели об этом повелении Божием и даже сами не отличали священные образа от мерзких кумиров: "Священники ее нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святаго от несвятаго и не указывают различия между чистым и нечистым" (Иез. 22, 26).
В Новом Завете святой Апостол Павел пишет к Коринфянам о различии священных вещей: "Что, как верный от неверного отличается, и свет от тьмы, и Христос от велиара, то и храм Божий со всеми его святынями должны мы отличать от идолов" (ср. 2 Кор. 6, 14-16).
Как же отличить Божию рукотворную святыню от рукотворений идольских?
Как всякому человеку и всякой вещи имеется свое имя, так и всякому рукотворному образу имеется свое название. Иисус Христос, показав иудеям динарий, спросил их: "Чье на нем изображение и имя? Они отвечали: кесаревы". Господь сказал им: "Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Лк. 20, 24-25).
Всякий образ познается по значению его лица или имени, так же познаются священные и идольские образа. Творец неба и земли именуется истинным Богом. Божественные образа херувимские имели свое происхождение и название от Бога. Сам Господь велел Моисею сделать скинию, ковчег, двух херувимов из золота, золотую дощечку и надписать на ней название: "Святыня Господня" (Исх. 28, 36). И еще повелел Господь на 12 камнях изобразить 12 имен колен сынов Израилевых (Исх. 28, 9-21). Все эти образы и начертания имен составляли великую святыню Божию в ветхозаветном храме.
Идольские рукотворные кумиры имели свои особые названия: кумир Дагона, Вила, Астарты, Артемиды, Аполлона и т. д. Язычники именовали их богами, тем самым украшая их чужим именем. Например, как если бы кто мертвеца именовал живым человеком или тьму именовал светом. Об этом же свидетельствует пророк: "А их идолы серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят; и они не издают голоса гортанью своею. Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них" (Пс. 113, 12-16).
Украшаясь чужим именем, языческие лжебоги не имеют в себе божеского достоинства и святости, искажают имя Божие и имена священных предметов.
Пророк говорит: "Всяческая работна Тебе суть", то есть вся тварь, как одушевленная, так и неодушевленная, служит Богу, и Бог через них прославляется.
Враг же человеческого спасения силится пленить своим обольщением человека, а с пленением человека пленяет через него и неодушевленные вещи к своему служению.
Как род человеческий разделяется на чад Божиих и на чад диавола, так и рукотворные вещи разделяются на две части – на вещи, составляющие славу Божию, и на вещи, составляющие славу бесовскую. Как Бог из среды Своих ревностных служителей избирает Себе праведников и пророков, через которых Он являет Свои Божественные тайны в пророчествах и чудотворениях, так же и враг нашего спасения из среды своих усердных служителей избирает себе лжепророков, волшебников, чародеев и через них совершает свои обольстительные прорицания и ложные чудеса на погубление людей.
Подобным образом мы должны судить и о неодушевленных вещах. Через священные рукотворные вещи Бог прославляется и при них неотступно обитает и совершает от них Свои Божественные чудеса для спасения почитателей святыни Его. Через же богопротивные рукотворения диавол прославляется и неотступно при них пребывает и совершает свои обольстительные мечты и лживые прорицания.
Есть ли присутствие Божие при святых образах?
Сам Господь свидетельствовал об этом Моисею: "Я буду открываться тебе и говорить с тобою [сверху], посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 22). Царь Езекия при молитве к Господу перед ковчегом и херувимами говорил: "Господи Боже Израилев, седящий на херувимах" (4 Цар. 19, 15). Три отрока в молитве своей к Богу говорили: "Благословен Ты в храме святой славы Твоей... благословен Ты, видящий бездны, восседающий на херувимах" (Дан. 3, 53-54).
Рукотворные священные образа служили таинственным, благодатным местом всегдашнего присутствия Божия. Как от книг Священного Писания мы познаем волю Божию в законе и заповедях Его, так и от святых образов познаем присутствие невидимого Бога, Который ради нашего спасения неотступно пребывает во святилище Своем при рукотворной святыне Своей.
При этом должно понимать, что молитва и поклонение пред образом не выражают обоготворения его, ибо они совершаются Богу и святым Его. Лишь жертва выражает обоготворение, но она свойственна только Единому Богу, а более никому. Ветхозаветные праведники не только молитву и поклонение совершали перед скинией, ковчегом и херувимами, но возносили и жертву, что ясно показывает присутствие Божие при рукотворной святыне.
Херувимские образа служили престолом для Бога Невидимого, и поэтому они были душою и жизнью для всего святилища Божия и составляли первую, главную и величайшую святыню для Израиля. Когда их не было в скинии, то скиния находилась пустой, безблагодатной, то есть без селения Божия. Ковчег же и без скинии чудодействовал, например, во время пленения его во языки Бог от лица его сокрушал идолов и казнил болезнями язычников и на всю землю их наслал в наказание мышей. Скиния сама по себе никакого утешения и спасения для иудеев не доставляла, и они в прискорбии души говорили: "Отошла слава от Израиля, ибо взят ковчег Божий" (1 Цар. 4,21-22).
Всякий верующий в Бога должен благоговеть перед рукотворной святыней Его – святыми образами, как перед лицем Самого Бога Невидимого.
Каковы были казни за почитание кумиров и за непочитание святых образов?
Из Священного Писания известно, что Господь казнил различным образом и почитателей кумиров, и тех, кто отвергал почитание священных образов, и тех, кто хотя бы малейшим образом оказывал непочтение к рукотворной святыне Божией или являл небрежное обращение с ней.
Когда сыны Израилевы в пустыне слили себе кумира наподобие тельца и поклонялись ему, то этим они сильно оскорбили Бога, Который хотел всех их за это противное Ему дело погубить. Только по молитве Моисея укротил Он гнев свой. Моисей, сойдя с горы Синайской к людям, при виде кумира настолько оскорбился, что и скрижали разбил, тем самым он как бы признал народ недостойным слышать заповеди Божии. Взял Моисей кумир тельца, сжег его на огне и от пепла его напоил всех отступников и повелел избить мечом всех поклонников тельцу, не пощадить даже брата своего и ближнего. И за это было избито до трех тысяч человек (Исх. 32, 1-35).
По совету лжепророка Валаама царь Моавитский Валак прельстил сынов Израилевых в идолослужение и разврат; и этим иудеи настолько оскорбили Бога, что Он хотел всех их истребить смертною казнью. Тогда праведник Финеес поразил мечем беззаконников и этим укротил гнев Божий. И было избито всего 24 тысячи человек за грех идолослужения (Чис. 25,1-18).
Когда сыны Аароновы Надав и Авиуд внесли чуждый огонь для каждения пред ковчегом и херувимами, то Бог от ковчега казнил их смертью: "и вышел огонь от Господа и сжег их" (Лев. 10, 1-2).
Сыны Иехониины одним только своим небрежным обращением со священным ковчегом настолько оскорбили Бога, что Он поразил смертной казнью более пятидесяти тысяч мужей (Цар. 6,19).
Мелхола, жена Давида, посмеялась над мужем своим за то, что он ликовал и веселился пред ковчегом Господним во время торжественного перенесения его, и за эту насмешку наказана была бесчадием навсегда (2 Цар. 6, 20-23).
Царь Соломон устроил величественный храм Божий и этим благоугодил Господу. Когда же он поклонился идолам, по примеру жен своих, и создал капище Астарте, то тем сильно оскорбил Господа, Который за это отнял от него 10 колен сынов Израилевых (3 Цар. II, 1-14). За храм Божий получил Соломон благословение от Бога, а за капище идольское – гнев и осуждение.
Иеровоам, царь израильский, когда воцарился над 10 коленами израильскими, данными ему от Бога, и вселился в Самарию, то ради своего любоначалия придумал отвратить людей от Иерусалима и храма Божия. Сделал он кумиров двух тельцов, поставил их в самарийских городах, Вефиле и Дане, и повелел людям служить и поклоняться тельцам, а в храм Иерусалимский воспрещал ходить людям на поклонение Господу и святыне его. Этим он сильно прогневал Бога, Который послал Своего пророка обличить его и предсказать ему о лютой пагубе – что всех с ним поклонников идолам кости сожгутся на огне чрез Иосию, будущего царя (3 Цар. 12, 26-33; 13, 1-10). Это предсказание пророка исполнилось: "Царь Иосия вырвал кости идолослужителей из гробов, сжег кости их огнем и всех кумиров их сокрушил и сжег" (4 Цар. 23, 1-25).