ПРАВОСЛАВИЯ ДЕНЬ ПРАЗДНУЮЩЕ

Торжества Православия. Днем, когда Церковь торжественно провозглашает свою победу над бесчисленными попытками сокрушения ее вероучения.

Этот праздник Сегодня - первый воскресный день Великого Поста Православная Церковь именует днем был установлен в Церкви в 842 г. при Константинопольском патриархе святом Мефодии и благочестивой императрице Феодоре в ознаменование окончательной победы над иконоборческой ересью.

Гонение на почитателей святых икон сотрясало Византийскую империю более ста лет. В 726 году, по приказу императора Льва Исавра, который возомнил о себе, что он вправе навязать Христовой Церкви свои религиозные представления, началось уничтожение святых икон. Один из его чиновников попытался сорвать чудотворную икону Спасителя, находившуюся над входом в императорский дворец, но люди, заметив это кощунство, выдернули лестницу из под его ног и он разбился насмерть. Узнав об этом, разгневанный император послал войска для уничтожения не только икон, но и всех, кто хранил или почитал иконы. Так началось страшное гонение, которое по своей жестокости сравнимо с гонением на первых христиан. Православных верующих ссылали, мучили, убивали при малейшем подозрении в иконопочитании.

Так, великий исповедник Православия преподобный Феодор Студит был заключен и многократно переводился из одной тюрьмы в другую, терпя поругания и мучения. Его избивали до того, что тело начинало гнить на нем заживо, и ученик его, св. Николай, был вынужден ножом отрезать сгнившие куски его плоти. Ученые братья Феодор и Феофан, выступившие в защиту иконописания, были многократно и жестоко избиты, и на лицах их была вырезана издевательская иконоборческая надпись, почему и именуются они: святые Феодор и Феофан Начертанные. Однако дух и вера православных иконопочитателей был несокрушим. Например, святой иконописец Лазарь, будучи жестоко избит, с сожженными руками, прямо с места пытки дотащился до храма св. Иоанна Предтечи и начал писать его икону.

Пришло время и Господь воздвиг людей, которые восстановили почитание святых икон, а вместе с этим и истинное православное богопочитание. Ибо если мы исповедуем, что Бог действительно воплотился и стал реальным человеком, мы, тем самым, получаем право на изображение Его реального лика. Если же мы отвергаем возможность изображения Господа Иисуса Христа, мы, тем самым, отвергаем факт реальности земного существования нашего Спасителя. Святые отцы прекрасно понимали, за борьбой с иконами скрывается борьба с верой в реальность Боговоплощения, а значит и в реальность нашего спасения. Поэтому торжество иконопочитания стало Торжеством Православия.

Точно известно, что праздновать эту победу стали ежегодно именно в первое воскресенье Великого Поста, но почему именно Великим постом, в конце первой седмицы Церковь совершает торжества и празднования, когда вроде бы подобает погрузиться в покаяние и смирение? Нет ли здесь противоречия?

Вся добродетельная жизнь христианина, все его усилия, обращенные к очищению ума и сердца, бывают плодоносными при одном условии - если они утверждены на истинной вере в Сына Божия. Ибо, как сказано в Евангелии: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Ин. 3, 36). И никакие личные усилия вне истинной веры не смогут изменить этого Божественного определения. Крайне важно, именно в начале Великого Поста положить твердое и плодоносное основание для личных усилий в добродетельной жизни. Поэтому именно в первое воскресение Великого Поста Церковь утверждает нас в истинной апостольской Православной вере. Ибо всякое искажение веры приводит к тяжелейшим искажениям в духовной жизни и иначе не бывает. Все странности духовной жизни вне Православия связаны именно с искажением или отвержением истиной веры в Бога. Поэтому святые отцы учили: "Тому кто хочет спастись, прежде всего подобает держаться православной веры, если кто ее в целости и непорочности не соблюдет, помимо всяких недоумений, во веки погибнет".

Но сегодня Церковь призывает нас не только к внешнему торжественному прославлению Православия, но и к его внутреннему утверждению в душах наших, чтобы оно стало основой нашего мировоззрения, чтобы оно восторжествовало в нашей жизни навсегда. Восторжествовало, прежде всего, над духом мира сего, который и порождает все ереси и расколы.

Мы считаем себя православными людьми как нечто само собою разумеющееся. Однако насколько мы верны Православию - это не простой вопрос. Каждый из нас может проверить себя на степень верности Православной Церкви, если задаст себе следующие вопросы: могу ли я, в присутствии незнакомых людей, перекреститься, например, приступая к еде? Смогу ли я, услышав богохульные рассуждения близких людей, выразить свое несогласие? И вообще, всегда ли я готов засвидетельствовать свою веру личным поступком в подобных малых испытаниях или же я, подобно ап. Петру в минуту искушения сказавшего: "не знаю Человека Сего", сделаю вид, что я к Православной Церкви не имею никакого отношения? А может быть это стремление угождать духу, а точнее сказать, князю мира сего действует в нас непрестанно, и мы не желаем расстаться с ним даже в церковной ограде? Если мужчина, подходя к Храму стесняется остановиться, снять головной убор и перекреститься, если женщина во время молитвы даже в Храме стесняется покрыть свою голову, пренебрегая наставлением апостола Павла (1 Кор. 11, 3-16) и традицией Церкви, то не значит ли это, что дух мира сего имеет над нами большую власть и Торжество Православия в нашей душе еще не совершилось?

Кто-нибудь возразит и скажет: ну это же все внешнее, разве оно так значимо, главное быть в сердце с Богом.

С таким рассуждением нельзя согласиться. Для человека важно и внутреннее, и внешнее. Ибо, будучи существом не только духовным, но и телесным, человек часто через свои внешние поступки выражает свое внутреннее духовное состояние и наоборот, понуждая себя к благочестию, пусть даже и внешнему поначалу, начинает меняться внутреннее устроение его души. Этому учат нас святые отцы, более того, они указывают, что внутреннему душевному благочестию всегда предшествует внешнее телесное делание и иначе не бывает. Например, преподобный Исаак Сирин писал: "От благочиния чувств и навыков тела рождается благочиние помыслов" (Слово 46), и в другом месте: "Телесным деланием предваряется душевное, как сотворение тела в Адаме предшествовало вдуновению в него души. Не стяжавший телесного делания не может иметь и душевнаго: второе рождается от первого, как колос от нагаго пшеничнаго зерна" (Слово 56).

Когда святителя Василия Великого пригласили в Антиохию сказать наставление юношам в школе Ливания, то, может быть, от него ждали услышать возвышенное богословие или философские рассуждения или нечто из иных наук, чего обычно ждут от выдающихся людей. Однако он не пошел на поводу у людских желаний и преподнес юношам самое нужное для них на начальном этапе жизни - преподал им подробно правила благочестивого наружного поведения: необходимо иметь скромную походку, не говорить громко, употреблять пищу благоговейно, хранить молчание при старших, быть внимательным, послушным, иметь любовь к ближним, удаляться от всякого зла, мало говорить, не быть скорым на смех и др. По этому поводу свт. Игнатий заметил: "Мудрый Василий преподал юношам наставление, наиболее относящееся к их наружному поведению, зная, что благочиние немедленно сообщится от тела к душе, и благоустройство тела весьма скоро приведет в благоустройство душу… Приведший свое наружное поведение в порядок, подобен хорошо обделанному сосуду, без скважин: в такой сосуд можно влагать драгоценное миро, влагать с уверенностью, что миро сохранится в целости" (Т. 5, с. 24-25). Поэтому и никто из нас не должен умалять значимость наших поступков. Поступок всегда бывает внешним, но раскрывает наш внутренний мир, он свидетельствует о том кто мы есть на самом деле, в отличие от того, кем мы хотим казаться, он срывает с нас маску самообмана и этим для нас он ценен.

В этот святой день да поможет нам Бог утвердиться в Православной вере так, чтобы наши поступки дела и слова всегда были свидетельством нашей действительной верности Православию.