О СКОРБЯХ И ИСКУШЕНИЯХ

О СКОРБЯХ И ИСКУШЕНИЯХ

Преподобные отцы Варсонофий Великий и Иоанн

Настрой себя благодарить Бога за все, слыша слово апостола: за всё благодарите (1 Сол. 5, 18). Будешь ли ты в скорбях, или в нуждах, или в утес­нениях, или в болезнях и трудах телесных, — за все, постигающее тебя, благодари Бога, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Итак, не сомневайся душою твоею и не расслабевай ни в чем сердцем твоим, но вспоми­най апостольское слово: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Если не претерпишь страданий, не можешь взойти на крест и причастником быть спа­сительных плодов его.

Пока корабль на море, он бывает подвержен опас­ностям и приражению ветров. Когда же достигнет в тихую и мирную пристань, не страшится более опас­ностей, бедствий и приражения ветров, но пребывает в безопасности. Так и ты, пока пребываешь с людь­ми, ожидай скорбей, опасностей и приражения мыс­ленных ветров. Когда же достигнешь в уготованное тебе пристанище безмолвия, тогда не будешь иметь страха.

Не унывай в скорбях и трудах телесных, которые несешь, трудясь ради общежития, ибо и это также значит полагать души свои за братьев (1 Ин. 3, 16), — и надеюсь, что велика будет награда за труд сей. Как Иосифа Господь поставил прокормить бра­тию свою во время голода (см. Пс. 32, 19) в Египте, так и тебя поставил Он послужить общежитию. Я же повторяю тебе слова апостола: укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом   (2   Тим.   2,   1).

Один трудами по Богу достигает в покой Его, а другой достигает туда же смирением. Ты же держись в том устроении, чтоб получить оный за то и другое, когда умрет в тебе гнев вследствие укрощения раздра­жительности в сердце твоем, и тогда исполнится в тебе слово Писания: призри на сострадание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои (Пс. 24, 18). Господь да сохранит душу твою, и тело твое, и дух твой от всякого зла, от всякой противности, наноси­мой диаволом, и от всякого мечтания, возбуждающего мятеж  мыслей.

Паче всего берегись духа уныния, рождающего все злое и различные искушения. Зачем сердце твое рас­слабевает и изнемогает ради скорби, наносимой тебе от овец Христовых? Выслушай со вниманием, что скажу тебе: долготерпение есть матерь всех благ. Посмотри на Моисея, который лучше захотел стра­дать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение  (Евр.   11,  25).

Остерегайся, чтоб не окрали тебя лукавые змии и не отравили ядом своим (серчанием). Он смертоносен. Никто никогда не совершит добра посредством зла, потому  что   сам   побуждается   злом.   Напротив   того, добром исправляется злое (Рим. 12, 21). Ты стоишь на зрелище, почему и должен бороться со зверями подобно апостолу в Ефесе (см. 1 Кор. 15, 32), кото­рый хвалился, победив зверей. Ты ввергнут в бурю морскую, почему и должен претерпеть многие опас­ности и подвизаться против обуревания волн. Препобедив их с помощью Божией, войдешь в тихое при­станище о Христе Иисусе,  Господе нашем.

Тебя беспокоят помыслы, понуждая смутить дру­гих и самому смутиться от других. Но знай, брат мой, что, если кто оскорбляет другого или делом, или словом, то после сам бывает оскорбляем стократ более. Будь же долготерпелив во всем и остерегайся приме­шивать к чему-либо волю свою. Внимательно испыты­вай помыслы свои, как бы они не заразили сердца твоего смертоносным ядом (серчанием), и не прельсти­ли тебя принимать комара за верблюда и камешек за утес, так что тогда ты бываешь подобен человеку, который, имея сам у себя бревно, смотрит на чужой сучок.

Ты называешь себя грешным, а на деле показы­ваешь, что не чувствуешь себя таким. Признающий себя грешником и виновником многих зол никому не противоречит, ни с кем не ссорится, ни на кого не гневается, но почитает всех лучшими и разумнейшими себя. Если ты грешен, то зачем укоряешь ближнего своего и обвиняешь его, будто через него приходит тебе скорбь? Выходит, что мы с тобою не достигли еще того, чтобы почитать себя грешными. Смотри, брат, как мы поруганы: говорим только устами, а дела показывают иное. Почему, когда противоречим помыс­лам, не получаем силы отвергать их? Потому что прежде вдаемся в осуждение ближнего и через то ослабевает наша сила духовная, и мы обвиняем брата своего, будучи сами виноваты. Возложи на Господа всякий помысел, говоря: Бог знает полезное, — и успокоишься, и мало-помалу получишь силу терпеть.

Если кто не переносит поношения, не узрит и славы; и если не очистится от желчи, не ощутит сладости. Ты вступил в среду братии и различных случаев, дабы быть разжженным и испытанным, — а золото испытывается не иначе, как огнем. Отнюдь ничего не назначай себе (в правило), ибо через это ты подвергнешь себя брани и попечениям; но страхом Божиим испытывай, что прилично времени, и ничего не делай по рвению; сколько возможно, удаляйся от гнева, никого не осуждай и люби особенно искуша­ющих тебя. Если вникнешь, то найдешь, что они-то и приводят нас в преспеяние.

Будь долготерпелив в скорбях как достигнувший Владычного завещания, которое говорит: В мире бу­дете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33) — да достигнешь непобедимой любви, которая вводит приобретающих ее во дворы царские и соделывает их братиями Христа.

Что изнемогаешь в скорбях, как человек плот­ской? Или не слышал ты, что предстоят тебе скорби? И разве не знаешь, что много скорбей у праведного (Пс. 33, 20), и они испытываются ими, как золото в горниле? Итак, если мы праведны, то подчиним себя благодушно испытанию скорбями; если же грешны, то потерпим оные как достойные того. Приведем себе на память всех святых, от начала мира, и вспомним, сколько они терпели, благое делая, благое говоря и в истине непоколебимо пребывая. Они были ненавидимы и ос­корбляемы людьми до самой кончины своей, и, по слову Спасителя, молились за обижающих и гонящих их (см. Мф. 5, 44). Разве и ты был продан, как целомудренный Иосиф? Терпел ли ты, подобно Мои­сею, озлобления с детства до старости? Был ли ты гоним подобно Давиду, терпевшему гонение от Саула? Или, как Иона, был ли и ты ввержен в море? Зачем же расслабевает помысел твой? Не устрашайся и не бойся, как чуждый мужества, чтобы не лишиться тебе Божиих обетовании. Не ужасайся, как неверующий, но ободри маловерные твои помыслы. Возлюби скорби во всем,  чтобы быть тебе искусным  сыном святых.

Никто, желая достигнуть города, не лежит; никто, желая работать и видя восходящее солнце, не преда­ется лености; никто, желая удобрить ниву свою, не нерадит о ней. Но хотящий достигнуть города спешит дойти туда, прежде чем смеркнется; хотящий кончить работу свою, видя восходящее солнце, с бодростью спешит на труд, опасаясь быть задержанным чем-либо; и хотящий удобрить поле свое старается сделать это прежде, чем оно сделается никуда негожим. Кто имеет уши слышать,  да слышит! (Мф.   13,  9).

Желаешь ли избавиться от скорбей и не тяготить­ся ими? Ожидай больших — и успокоишься. Поминай Иова и прочих святых, какие скорби претерпели они; приобрети их терпение — и утешится дух твой. Му­жайся, крепись и молись.