Митрополит Вениамин (Федченков)
Вот прошло уже почти две тысячи лет, а мы с вами радуемся, как и мироносицы Христовы, услышавшие от Него Самого по воскресении: радуйтеся! Как и апостолы, которые, увидев среди себя Воскресшего, от радости еще не веровали и дивились, так что Христос потребовал от них какой-либо пищи: они дали Ему печеной рыбы и сотового меда, и Он взял и ел пред ними во уверение Своего воскресения. Как радовались и первохристиане... И теперь радуемся мы, - как никогда во весь год!
Отчего же эта радость?
Веруем, что тайна ее заключается в том, что и ныне, как и две тысячи лет назад, Сам Господь Иисус Христос тáинственно, но истино является душам нашим в этот светлый день Свой, как являлся и в первые разы по воскресении близким ученикам и... мироносицам; а однажды явился более, чем пятистам верующих в одно время... (1 Кор. 15,6) И от этого явления радуется сердце христиан: думаем ли мы или не думаем, понимаем ли смысл воскресения или даже не задумываемся над этим. Благодать праздника все равно утешает, радует, возносит дух наш.
Так учат святые отцы, которые называют празники наши не просто лишь воспоминаниями прошлых событий, а "таинствами", то есть, благодатными действиями, повторяющимися ежегодно над нами... Вот откуда источник нашей радости и торжества.
...по опыту всей Церкви (и моему собственному) могу сказать, что обстоятельства воскресения Христова так очевидны, что, когда читаешь святое благовестие о воскресении, то со всей несомненностью "видишь" почти собственными глазами Воскресшего. Так и поет Церковь: "Воскресение Христово вúдевше, поклонúмся Святому Господу Иисусу". Не только - "слышавши", но и "видевши". И это невероятное событие становится таким близким и верным, что совершенно невозможно даже и усумниться в нем, - если бы даже и хотелось кому-нибудь этого.
В день же святого воскресения это явление Христово происходит и со всяким христианином. Невидимо и тáинственно, но истинно Господь воскресший прикасается к душам верующих благодатию Святого Духа и открывается им непосредственно и реально... Каждому по мере его... И от этого, собственно, и происходит та непостижимая, сверхъестественная радость, которую мы все ощущаем на Пасху, особенно во храме, во время утреннего богослужения... Как радостно тогда мы откликаемся на зав священников: "Христос воскресе!" - словами твердой, зрячей веры - вúдения: "Воистину воскресе!"
...И есть отчего радоваться и веселиться! началось блаженное преображение человека и мира... Стоит в этот день, хоть на время богослужения, всею душою отдаться этому новому миру, этому счастью, этому бессмертию, этой вечной жизни, которая совершенно явно открылась ныне во Христе.
"ХРИСТОС БО ВОСТА! ВЕСЕЛИЕ ВЕЧНОЕ!"
Отчего же эта радость?
Веруем, что тайна ее заключается в том, что и ныне, как и две тысячи лет назад, Сам Господь Иисус Христос тáинственно, но истино является душам нашим в этот светлый день Свой, как являлся и в первые разы по воскресении близким ученикам и... мироносицам; а однажды явился более, чем пятистам верующих в одно время... (1 Кор. 15,6) И от этого явления радуется сердце христиан: думаем ли мы или не думаем, понимаем ли смысл воскресения или даже не задумываемся над этим. Благодать праздника все равно утешает, радует, возносит дух наш.
Так учат святые отцы, которые называют празники наши не просто лишь воспоминаниями прошлых событий, а "таинствами", то есть, благодатными действиями, повторяющимися ежегодно над нами... Вот откуда источник нашей радости и торжества.
...по опыту всей Церкви (и моему собственному) могу сказать, что обстоятельства воскресения Христова так очевидны, что, когда читаешь святое благовестие о воскресении, то со всей несомненностью "видишь" почти собственными глазами Воскресшего. Так и поет Церковь: "Воскресение Христово вúдевше, поклонúмся Святому Господу Иисусу". Не только - "слышавши", но и "видевши". И это невероятное событие становится таким близким и верным, что совершенно невозможно даже и усумниться в нем, - если бы даже и хотелось кому-нибудь этого.
В день же святого воскресения это явление Христово происходит и со всяким христианином. Невидимо и тáинственно, но истинно Господь воскресший прикасается к душам верующих благодатию Святого Духа и открывается им непосредственно и реально... Каждому по мере его... И от этого, собственно, и происходит та непостижимая, сверхъестественная радость, которую мы все ощущаем на Пасху, особенно во храме, во время утреннего богослужения... Как радостно тогда мы откликаемся на зав священников: "Христос воскресе!" - словами твердой, зрячей веры - вúдения: "Воистину воскресе!"
...И есть отчего радоваться и веселиться! началось блаженное преображение человека и мира... Стоит в этот день, хоть на время богослужения, всею душою отдаться этому новому миру, этому счастью, этому бессмертию, этой вечной жизни, которая совершенно явно открылась ныне во Христе.
"ХРИСТОС БО ВОСТА! ВЕСЕЛИЕ ВЕЧНОЕ!"
Печатается по книге: Митрополит Вениамин (Федченков) "Пасха", - М.,"Правило веры",2007