***
О владыке Ионе, наверное, прежде всего можно сказать, что в его жизни и деятельности царит гармония. Та самая, которая приходит, когда человек отрекается от себя, от всего земного и всецело доверяет свою жизнь Богу…
Киевский Троицкий монастырь, 1994 г.
…После третьего курса мединститута он «успешно», по его собственному выражению , завалил сессию, чтобы ничто, наконец, не отвлекало от послушаний в любимой Лавре. Когда позвали в Ионинский, пришел, принял постриг и дал обет «умереть в этом монастыре».
Став настоятелем Ионинского — после архиерейской хиротонии и назначения на кафедру прежнего наместника архимандрита Агапита (ныне архиепископ Могилев-Подольский и Шаргородский) — служил, окормлял паству, восстанавливал Троицкий храм и строил монастырь.
А еще — с теплом, и вниманием, и с большим удовольствием общался с молодыми прихожанами. Потому что и собственный период воцерковления, пришедшийся как раз на 17 лет, хорошо запомнился — жаждой Бога, знаний и общения.
Эту «молодежную» струю подхватила братия, почувствовали прихожане — и завертелось… Ионинские чаепития по четвергам для молодежи много лет назад начинались с двух десятков человек, а теперь это 250-300 ребят на каждой встрече; волонтерство при обители поднимали несколько горящих сердцем активистов, а сейчас это почти 500 человек, работающих по 15 направлениям; а начав с «молодежки», вчерашние школьники и студенты создали уже и семейное движение. И со всем этим при Ионинском — любимый многими журнал «Отрок.ua», пока единственная в Киеве община для людей с недостатками слуха, туристический клуб, детская и взрослая воскресные школы, знаменитый хор и певческая школа, возрождающая древние традиции вышивальная мастерская и издательская деятельность…
В конце 2010 года тогда еще отца Иону, главу молодежного отдела Киевской епархии, Священный Синод назначил главой Синодального отдела УПЦ по делам молодежи. Спустя полгода, в августе 2011 — благословил быть епископом .
Но, пусть и признанный «самым молодежным», владыка Иона, прежде всего — строитель монастырей. Ионинский, Зверинецкий, Спасо-Преображенский Нещеровский, подворье в Большой Ольшанке… И в этой стройке, длящейся непрерывно вот уже 15 лет — всё та же гармония. Та самая, которая наступает, когда человек отрекается от себя, от всего земного и всецело доверяет свою жизнь Богу.
***
О самом любимом своем делании, о самых первых встречах со своими монастырями, а еще — о самом частом своем сне, читайте от первого лица.
***
То, что люблю больше всего
В каком-то интервью я уже говорил, что в душе остаюсь ризничим.Для меня самая большая радость – это благоукрашение храма. Это самое интересное, с наибольшим удовольствием этим занимаюсь.
Потому что Литургия — это небо на земле. И храм – это маленькое, может быть, бледное, но подобие рая. Поэтому в храме должно быть все красиво. А Богу должно приноситься все самое лучшее.
Ионинский монастырь, 2009 г.
Конечно, главная жертва Богу — «дух сокрушен», но все-таки любовь должна проявляться и в каких-то видимых вещах.
И потом, всё, что, милостью Божьей, строится — строится для людей: для прихожан, для братии. Хотелось бы, чтобы внешнее благолепие способствовало внутреннему деланию.
***
…Самый мой частый сон — мне снится, будто я восстанавливаю огромный старинный храм. Я только-только попадаю в этот храм и размышляю, с чего начать: вот, нужно сделать крышу, потом приниматься за эту часть, а ту отгородить и начать реставрацию отдельно…
Сон может варьироваться — храм с какими-то корпусами, той или иной архитектуры. Но обязательно — большой, и очень запущенный.
Лавра
Постриг я принял в Ионинском монастыре, но у меня еще и Лавра была…
В Лавре я нес несколько послушаний. Был звонарем — на Большой лаврской колокольне. Звон — это то, что умею и люблю.
Большая Лаврская колокольня, 1990 г.
Еще трудился в казначействе, в книжной лавке. В 1990-х в Лавре открылась специальная лавка, где продавались исключительно книги. Располагалась она при входе в галерею из Ближних в Дальние пещеры. Духовная литература пользовалась не таким спросом у туристов, как свечи и иконы, и в эту лавку в основном приходили верующие воцерковленные люди.
Интересно было за ними наблюдать. Насколько уже глаз пристрелялся – покупатель только подходил, и уже было понятно, как он будет себя вести: или спросит какую-то конкретную книгу и уйдет, или будет пересматривать все книги. Или будет морочить голову:
— А у вас есть такая-то книга?
— Нет, уже их распродали.
— А посмотрите, вдруг осталась… Вон та, случайно, не она?
— Нет, это другая. Таких точно уже нету.
— Ну вы поищите…
То есть, безошибочно можно было определить, что именно человек хочет.
И в лавке было время для чтения. Много книг тогда прочитал…
Ионинский
В Ионинский монастырь я попал весной 1993 года, мне шел 22-й год.
После пострига, 1995 г.
Моя память как-то избирательно воспоминания фиксирует, но очень ярко запомнилось, как попал в обитель в первый раз.
Наместник отец Агапит пригласил в монастырь, я пришел на богослужение — это было весной, Фомина неделя — следующее воскресенье после Пасхи. После службы мы вышли с отцом Агапитом, с певчими, сели на склоне перед храмом погреться на солнышке. В храме тогда было холоднее, чем на улице, потому что за зиму он основательно промерзал…
И я хорошо запомнил маленькие деревца, только-только посаженные — какие-то веточки из земли торчали. А сейчас это уже огромные шелковицы перед входом в храм — их особенно любят дети.
Вот этот склон, солнышко, веточки из земли — мое самое яркое воспоминание о первых днях в монастыре.
***
Наместником у нас тогда был замечательный человек, ныне архиепископ Агапит, который собрал ядро нашей братии и на пустом месте создал здесь монастырь. Мне оставалось только поддержать начатое им.
При нем, собственно, при полном отсутствии средств стали вестись восстановительные работы. Он совершенно не отчаивался, видя полнейшую нищету и запустение. Тогда по воскресным дням на службы к нам ходило не более 20 человек — причем, в основном старушки из окрестных домов. Но и при таком убожестве, в такой нищете отец Агапит решительно приступил к реставрации храма. Шаг за шагом, постепенно.
Троицкий храм, 1990-е годы. Так было...
...Так стало. Наши дни
В основном все делалось своими руками. Разрушались капитальные перегородки, построенные в советское время, вывозился мусор, восстанавливались потолки. Что примечательно, старые прогнившие деревянные балки мы вырезали и опускали вниз лебедкой вручную. На их место поднимали железные — также лебедкой вручную. Ни о какой технике безопасности тогда как-то и не думалось, но Господь хранил.
***
В первые годы в монастыре с кормежкой было плохо, мы реально голодали. Помню, как-то раз на панихиду в воскресенье принесли несколько булок и старое варенье. Так мы эти булки нарезали, засушили и в течение недели ели, запивая разболтанным с водой вареньем. Потом, со временем, ситуация стабилизировалась.
Во все годы Господь посылал благотворителей, мы могли привлекать специалистов и реставрировать монастырь. Причем, люди сами откликались на наши нужды. Так, однажды мы повесили объявление, что для издательской деятельности монастырю нужен компьютер. К нам обратился прихожанин, выразил готовность помочь. Одним компьютером он не ограничился, стал живо интересоваться проектами монастыря. С тех пор — это наш друг и постоянный благотворитель.
***
В ноябре 1998 года, когда отец Агапит был назначен епископом Хустским и Виноградовским, встал вопрос о том, кто займет его место. Предстоятель нашей Церкви спросил у отца Агапита, есть ли у него преемник. Тот ответил, что есть — игумен Иона. Когда Блаженнейший меня увидел, усомнился…
Я был совершенно юного вида, худой, выглядел не на 27, а лет на 20. Понятно, что Блаженнейший не мог сразу назначить такого на должность наместника монастыря, поставил на полгода исполняющим обязанности. А спустя время присмотрелся, и я был в должности утвержден.
Зверинéц
Первый раз о Зверинéцких пещерах я узнал из книги П.Толочко «Тайны киевских подземелий». Это была тоненькая брошюрка, изданная в советское время, с описанием наиболее известных пещер Киева, в том числе, и Зверинецких. Слово Зверинéц мне почему-то запомнилось.
***
Спустя много лет, в один прекрасный момент выяснилось, что Зверинецкие пещеры находятся недалеко от нас (от Ионинского монастыря), на территории частного сектора. Мы сходили туда с отцом Агапитом, посмотрели. Доступ в пещеры для посещений был ограничен, но нам всё же удалось попасть внутрь. Как сейчас помню, они меня поразили и впечатлили.
Зверинецкие пещеры в Киеве, 2003 г.
Как оказалось, этими пещерами активно интересовалась некая матушка Фотиния — совершенно непонятной конфессиональной принадлежности, с намерением получить их в свое пользование. Мы сыграли на опережение, так как на тот момент, 1997 год, уже были достаточно известным монастырем. Обратились в Музей истории города Киева, в ведомстве которого находятся пещеры, и музейные сотрудники, слава Богу, пошли нам на встречу. Глава отдела «Киев подземный» Елена Воронцова, автор монографии о Зверинецких пещерах, очень расположилась к нам, и мы заключили договор о совместном использовании пещер, который действует до сих пор.
Совместно с музейными работниками мы смогли наладить посещение подземелий с экскурсиями, облагородили прилегающую территорию.
***
Сами пещеры являются памятником археологии, поэтому в них не проводится ни строительных, ни любых других видов работ. Если что-то и делается, то только с ведома и согласия музейных сотрудников.
Но рядом с пещерами совершается грандиозное строительство — возведен целый монастырский комплекс и действует отдельный Архангело-Михайловский Зверинецкий мужской монастырь.
Зверинецкий монастырь, 2013 г.
Над входом в пещеры построен храм в честь Всех преподобных Зверинецких, рядом строится собор в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» с нижним храмом во имя святителя Иоасафа Белгородоского и священномученика Иоасафа. Священномученик Иоасаф (в миру — князь Владимир Жевахов) был одним из инициаторов возрождения Зверинецких пещер в начале ХХ века. В 1920-х годах он принял монашеский постриг, был епископом и в 1937 году расстрелян. Несколько лет назад был канонизирован Русской Православной Церковью.
Пещерная церковь освящена в честь Архистратига Михаила — так как это сердце монастыря. Собственно, в честь Архангела, по преданию, названа и сама обитель.
***
Подземные галереи Киево-Печерской Лавры, как известно, многократно перестраивались, укреплялись кирпичными сводами, их постоянно посещали паломники и туристы. Пребывать в них достаточно комфортно — тепло, сухо, и может сложиться превратное впечатление, что и тысячу лет назад в них вполне нормально можно было существовать.
И только попадая в Зверинецкие пещеры [16], люди понимают всю высоту подвига Печерских преподобных, понимают, в каких подвижнических условиях жили наши первые святые. Меня поражает этот древний дух аскетизма, думаю, ощутят его и те, кто будет приходить в это святое место.
Нещеров. Спасо-Преображенский
В начале 2000-х годов к нам обратился священник, который служил в Спасо-Преображенском храме села Нещеров Обуховского района Киевской области: он планировал уехать с семьей в Россию и предлагал монастырю взять опеку над этим древним храмом. Он считал, что храм должен быть монастырским, потому что само место очень способствует устроению там обители.
Тем более, что, как он рассказал, в годы гонений при храме жили монахи Ионинского монастыря. И даже, по некоторым данным, в нем хранилась часть ионинской библиотеки. Этот факт подтверждается, например, тем, что когда храм открылся, один из сельских жителей принес нам старинный портрет преподобного Ионы…
Преображенский храм в с.Нещеров, 1990-е
***
Когда я первый раз приехал, то был очарован красотой местности — церковь в стиле украинского барокко расположена в очень живописном месте, на горе, над старым руслом реки Стугны — очень древней, известной по многим летописям.
Строил храм какой-то совершенно гениальный архитектор. Фундатором церкви, мы знаем, был казацкий полковник Иван Гудым-Левкович. При Екатерине ІІ он стал знатным вельможей и решил в своем имении построить капитальный храм. Неизвестно, какого архитектора он привлек – не сохранилось никаких данных, но все из современных зодчих, кто приезжает смотреть храм, не перестают поражаться.
Преображенский монастырь, 2013 г.
Сравнительно в небольшом прямоугольном объеме расположен полноценный большой Преображенский храм; очень уютный теплый придел в честь Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи; помещение с новообустроенным в нем баптистерием, в котором совершается крещение полным погружением; жилые помещения; и достаточно большой подвал, где сейчас обустроен храм в честь Новомучеников и исповедников Русских.
К слову, о том, как возникла идея сделать церковь в подвале. Зарешеченные окна под сводчатым потолком наводят на мысли о застенках НКВД. Находясь здесь, как-то живо представляешь себе, как томились в заключении мученики за веру ХХ века…
***
В 2004 году Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир благословил при этом храме устройство скита нашего Ионинского монастыря. Но так как в документах для государственной регистрации нет такого понятия, как скит, — или приход, или монастырь, то скит юридически оформлен как отдельный Спасо-Преображенский монастырь.
Большая Ольшанка. Подворье Ионинского — женский монастырь в честь иконы Божьей Матери «Отрада и утешение»
Братия монастырей — Ионинского, Зверинецкого, Нещеровского — формировалась в основном из наших прихожан. Люди ходили к нам на богослужения, чувствовали, что такая жизнь им близка по духу, и оставались, принимали постриг. У нас действительно братия — дружная, дружелюбная, во многом единомышленная.
Так и прихожанки. Появились те, кто хотел вести монастырскую жизнь под духовным окормлением нашей обители. И тогда мы вспомнили еще об одной традиции дореволюционного Ионинского — наряду с возрождающейся у нас издательской, социальной деятельностью и миссионерскими проектами.
Как известно, до революции в Ионинском жили как монахи, так и монахини. Причем преподобный Иона, по свидетельству одного из старых монахов, называл Ионинский «прибежищем заяцев», то есть, монахинь, которые жили при монастыре. У сестер была отдельная территория, где они подвизались с таким же строгим уставом, как и братия.
***
Существовал также отдельный женский Знаменский скит, который был расположен на территории, ныне примыкающей к парку Нивки. И вот у нас возникла идея восстановить этот скит.
Долго занимались изучением его точного местонахождения. Выяснилось, что то место сейчас застроено жилыми домами. На территории парка Нивки никакой возможности строить скит не было. Единственное, чего смогли добиться, это на небольшом участке, примыкающем к парку, в непосредственной близости от прежнего месторасположения скита, возвели деревянную церковь, приписанную к нашему монастырю. Я являюсь ее настоятелем.
Освящение места под строительство монастыря в с.Большая Ольшанка, 2008 г.
Пока планировали создавать женский монастырь, решили заодно обустроить для него загородный скит, чтобы сестры могли периодически выезжать из города, организовать там небольшое подсобное хозяйство.
Достаточно долго искали какой-то участок, но ничего не находилось подходящего. И вот как-то раз наши прихожане пригласили посмотреть участок в селе Большая Ольшанка Васильковского района Киевской области. Я приехал, увидел прекраснейшую панораму, и был пленен красотой этого места.
Как раз выяснилось, что нет никакой возможности для построения монастыря в городе, и поэтому решили строить в том месте, которое присмотрели для загородного подворья.
***
В архитектуре мы максимально использовались прототипы, реально существующие в афонских монастырях и храмах. Фактически каждый архитектурный элемент в Большой Ольшанке имеет реально существующие аналоги в афонской архитектуре.
Женский монастырь в Большой Ольшанке, 2013 г.
И очень много дельных советов при устроении духовной жизни этого монастыря нам дает игумен монастыря Дохиар на Святой горе Афон архимандрит Григорий. Ведь и при Дохиаре существует женский метох — в поселении Сохос недалеко от Фессалоник — большая женская обитель, в котором подвизаются сестры под духовным руководством архимандрита Григория.
Вместо эпилога
Владыка Иона очень любит «свои монастыри». Для храмов скрупулезно и собственноручно подбирает всё — от дверных ручек и узоров на киотах до форм крестов на куполах и орнаментов на облачениях. Нет роскоши, но получается роскошно. Нет пышности, но выглядят храмы — по-царски.
И эта царственность, величие, великолепие очень многих смущает. Приходится слышать, что «хорошо современным монахам спасаться — в золоте да серебре, да расшитых митрах, сытые и довольные…»
Владыка на такие слова лишь плечами пожимает: «Храм — это не частная собственность. Это принадлежит всей Православной Церкви. И это — достояние людей — всех, кто приходит сюда молиться и спасаться...»
Ионинский монастырь, наши дни
21 листопада 2013 | Юлия Коминко