Служить Богу... Что это значит? Все церковное рождается из служения, служения свободной и добровольного, служения боговдохловенного. Не из службы или прислуживания, не из властного заказа, воспринятое рабской душой. А именно из ответственного, благоговейного служения.
Служение это требует горения сосредоточенной души, окрыленное чувства и видения, царственной власти духа над пространствами души. Пребывая в служении, человек чувствует, как Божественный глагол касается его чуткого уха, как ею душа от этого прикосновения трепещет. И вот он позван, призван и предстоит Богу, чтобы понять Его волю. Его веление действовать и на него, на божественное веление, откликнуться своим умом и сердцем.
Так было со святыми Апостолами, когда Христос Спаситель призвал их на апостольское служение. В книге Деяний описывается, как избирается Апостол Матфий на место отпавшего Иуды, чтобы совместно с Одиннадцатью другими совершать служение и вместе с Апостолом Павлом сознавать себя служителем Боги (2 Кор. 6, 3) и Христа (Рим. 1, 1; 1 Тим. 1,12). Понятно, сколь велико призвание апостольства и призвание послужить Церкви Святой!
Но служение в перцохристианской Церкви понимается шире, чем только апостольское благовестие. Слово служение, применяется также к материальному обслуживанию общины, оно состоит в «попечении о столах» (Деян. 6; 1, 4) и в сборах для иерусалимских бедных (Деяп. 11, 29; 12, 25; Рим. 15, 31). Кроме тот особое служение доверено Архиппу (Кол. 4,12) и Тимофею (2 Тим. 4, 5). Служителями называются Аполлос (1 Кор. 3, 5), Тимофей (1 Фес. 3, 2), Тихик (Кол. 4, 7; Еф. 6, 21), Епафрас {Кол. 1, 7) — сподвижники Апостола Павла. Все это показывает, что в Церкви имеются «различные служения» (1 Кор. 12, 5) и что Дух посылает Свои различные дарования (харизмы) «на дело служения» (Еф. 4, 12). Каждое служение такого рода должно осуществляться под воздействием Святого Духа (1 Кор. 12, 7) — как поручение, полученное от Бога (1 Петр. 4,11).
Служение Боду — это честь для народа, с которым Бог заключил Свой Завет. Столь высокое положение закреплено заповедью: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Верность и преданность Богу лежит в основе нашего служения. Такой смысл предписания, где перечислены синонимы служения Богу: «Господу Богу вашему последуйте и Его бойтесь, — говорится во Второзаконии, — заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор. 13, 4).
Еще в Ветхом Завете определилась канва служения Богу. Служить Богу значит приносить Ему дары и жертвы, обеспечивать содержание Его храма. Именно поэтому священники и левиты это «те, кто отправляет службу Господу» (Числ. 18, 1; 1 Цар. 2; 2, 11, 18; Иер. 33, 21). Действительно, священник определяется как страж святилища, служитель Бога и истолкователь Его откровений (Суд. 17, 5). В свою очередь каждый верный, исполняющий священные действия и молитвы, служит Господу (2 Цар. 15, 78). В конечном счете выражение «служить Богу» стало обозначать воздаваемое Богу по уставу Церкви почитание и поклонение в духе и истине (Ин. 4, 23).
Служение, которого требует от нас Господь, не ограничивается только обрядовыми действиями. Оно распространяется на всю жизнь человека и выражается в послушании заповедям Божиим. Вот что неустанно повторяют пророки: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1 Цар. 15, 22; Втор. 5, 29). Этим они открывают всю глубину требований послушания, обосновывая их словами Господа: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6).
Иисус Христос послан Отцом, чтобы послужить делу спасения людей. С самого раннего детства Он утверждает, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» Его (Лк. 2, 49). Вся жизнь Иисуса Христа прошла под знаком «надлежит», выражая тем самым Его полную зависимость от воли Отца (Мф. 16, 24). За этой необходимостью служения, ведущей Его к крестной смерти, Иисус Христос открывает любовь, которая сообщает этой необходимости достоинство и ценность: Надо, — говорит Господь и Учитель, — «чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14, 31).
Служа Богу, Иисус Христос преодолевает нежелание людей служить Богу и открывает им, какого служения ожидает от них Отец. Он хочет, чтобы они всецело отдали себя на служение своим братьям, подобно тому, как сделал Сам Иисус Христос: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою» (Мк. 10, 45). «Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 15), — говорит Он.
Христианское служение Богу требует от нас духа сыновства, а не рабства, ибо сыновья служат Богу «в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7, 6). Дух сыновства препровождает нас служить Господу со страхом, трепетом и любовью, служить благочестиво.
Благочестие — это такое состояние души, когда она готова воспринимать открываемые ей Божественные истины, делать их правилами своей веры и неукоснительно соблюдать эти правила в своем христианском поведении. Благочестием мы служим Богу, ибо, узрев «в естестве своей души любовь Божию к нам и намерение, какое Он имел при ее создании», мы сподобляемся «боголепной чести» рассмотреть свою душу и найти, что в самой сущности и в природе человека живет стремление к добру и совершенству; да и с самым естеством «сопряжена, -по слову Григория Нисского, — бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому Образу, подобием Которого является человек».
Святитель Григорий Нисский, исследуя цель и назначение благочестия в деле служения Господу, учит нас приводить душу и тело к Богу по законам благочестия. «Чтобы воздать Ему непорочное и чистое служение, — говорит святитель, — нам необходимо благочестивую веру сделать руководительницей своей жизни». По всему Писанию уста святых убеждают нас «предать себя вере и жизни Божией» и твердо держаться преданий Церкви, ибо «в ком благочестивая вера и непорочная жизнь, тому присуща и сила Христова», а без нее служение Богу не состоится.
Служение Господу предполагает в человеке торжество духовного начала. Оно рождается из любви, страдания и одоления. Поэтому, согласно слову Апостола Павла, нам следует на путях благочестия вооружаться небесным оружием и броней праведности, чтобы преодолеть те преграды и сети, которые ставит нашей душе искуситель — враг. «Приимите всеоружие Божие, — убеждает нас Апостол, — ...станьте, препоясав чресла ваши истиною ... и обув ноги в готовность благовествоватъ мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Апостол повелевает также воспринять шлем спасения и святой меч Духа, которым является Слово Вожие (Еф. 6, 13-18). Вооружив им десницу души, мы будем иметь возможность сокрушать козни врага и совершать течение жизни к вершине заповедей Божиих и тем самым соответствовать целям благочестия.
Припомни, — убеждает нас святитель Григорий, — как Авель принес Богу жертву «от первородных стада своего и от тука их», а Каин «от плодов земли», но не от овец. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт. 4, 4—5). Из этого повествования видно, что не с добрым сердцем Каин приносил свое служение Богу, не страх и вера двигали им и не любовь к Создателю (ст. 7). И потому чуждо Богу, хоть и многоценное, но сделанное без любви.
И Авраам принял благословение от Мелхиседека, принеся священнику Божию «десятую часть из всего» лучшего, что у него было после победы над врагами (Быт.14,19-20). За образом приношения безусловно стоит душа и ум этого человека Божия, подающая нам пример «не скупо приносить Богу жертвы и молитвы и предлагать в них Господу все лучшее содержание души».
Душа, внимающая водительству благочестия, делает желанным для себя закон доброделания, который открывает ей лествицу восхождения на высоту совершенства. Первая ступень этой лествицы принадлежит простоте. «Простота, — учит святитель Григорий Нисский, — отсылает нас к послушанию, послушание — к вере, вера — к надежде, а надежда — к правде. Правда направляет нас к служению, а служение — к смирению; смирением объемлется кротость, приводящая к радости; радость же — к любви, любовь — к молитве. И таким образом они возводят человека на самую вершину желаемого».
В названной цепочке восхождений молитва занимает особое место. Она —предводитель лика добродетелей и путеводная звезда в служении Богу. Своей таинственной святостью и духовным действием молитва споспешествует очищению души от страстей, готовит душу стать благим жилищем покланяемому и Святому Духу и наделяет человека бессмертным миром Христовым, чтобы неукоснительно ему преуспевать в совершении добрых и спасительных дел.
Итак, служение Богу, как мы выяснили, — это честь, которой Бог удостаивает человека в разных обстоятельствах жизни. Какие же это обстоятельства? Апостол Павел приводит некоторые случаи, когда говорит о служении Богу.
Вот открылась, например, для нас возможность среди своих близких благовестить о Господе, о Его человеколюбии и спасении. Эта возможность есть знак чести стать благовестителем и, приняв Глагол Божий в свое сердце, исполнить служение назидания (2 Тим. 4, 5).
Вот открылась необходимость утвердить и утешить людей истинами веры. Это тоже .знамение чести, дабы человек, укрепленный нашим участием, остался непоколебимым в вере своей среди обступивших его скорбей и опасностей (1 Фес. 3, 2—3).
Вот нас просят помолиться о других, чтобы Господь помог им получить здравие, устроиться в жизни, преодолеть трудности, найти пути к сердцу близкого человека. И это знак чести, который обязывает нас достойно утешить сердце человека, нуждающегося в любви Христовой (Еф.6, 1; Кол. 1,7).
В Церкви «каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 7—10). И каждым из этих даров Духа мы можем и должны послужить Богу, неся свое, определенное нам священноначалием, послушание в Церкви. И не только однажды послужить, но на протяжении всей своей жизни. «Достигайте любви, — возгревает нашу ревность к служению Апостол, — ревнуйте о дарах духовных», совершайте службы Богу, пойте псалмы, песни и песнопения духовные, своим служением несите людям —«в назидание, увещание и утешение» (1 Кор. 14; 1, 3).
Итак, служение христиан Богу — служение свободное и добровольное. Оно очевидно для внимающих ему. В нем люди видят наши добрые дела и оттого испытывают желание прославить Отца нашего Небесного, поклониться Ему как Господу и Ему Одному послужить (Мф. 4; 10). Подобное служение Богу — наше призвание. И мы со всем усердием станем служить Христу и Его Святой Церкви.
Протоиерей Геннадий Нефедов