О СЛУЖЕНИИ БОГУ

Служить Богу... Что это значит? Все церковное рождается из служе­ния, служения свободной и добровольного, служения  боговдохловенного. Не из службы или прислуживания, не из властного заказа, воспринятое рабской душой. А именно из ответственного, благоговейного служения.

Служение это требует горения сосредоточенной души, окрыленное чувства и видения, царственной власти духа над пространствами души. Пребывая в служении, человек чувствует, как Божественный глагол ка­сается его чуткого уха, как ею душа от этого прикосновения трепещет. И вот он позван, призван и предстоит Богу, чтобы понять Его волю. Его веление действовать и на него, на божественное веление, откликнуться своим умом и сердцем.

Так было со святыми Апостолами, когда Христос Спаситель призвал их на апостольское служение. В книге Деяний описывается, как избира­ется Апостол Матфий на место отпавшего Иуды, чтобы совместно с Один­надцатью другими совершать служение и вместе с Апостолом Павлом сознавать себя служителем Боги (2 Кор. 6, 3) и Христа (Рим. 1, 1; 1 Тим. 1,12). Понятно, сколь велико призвание апостольства и призвание послужить Церкви Святой!

Но служение в перцохристианской Церкви понимается шире, чем только апостольское благовестие. Слово служение, применяется также к материальному обслуживанию общины, оно состоит в «попечении о сто­лах» (Деян. 6; 1, 4) и в сборах для иерусалимских бедных (Деяп. 11, 29; 12, 25; Рим. 15, 31). Кроме тот особое служение доверено Архиппу (Кол. 4,12) и Тимофею (2 Тим. 4, 5). Служителями называются Аполлос (1 Кор. 3, 5), Тимофей (1 Фес. 3, 2), Тихик (Кол. 4, 7; Еф. 6, 21), Епафрас {Кол. 1, 7) — сподвижники Апостола Павла. Все это показывает, что в Церкви имеются «различные служения» (1 Кор. 12, 5) и что Дух посы­лает Свои различные дарования (харизмы) «на дело служения» (Еф. 4, 12). Каждое служение такого рода должно осуществляться под воздей­ствием Святого Духа (1 Кор. 12, 7) — как поручение, полученное от Бога (1 Петр. 4,11).

Служение Боду — это честь для народа, с которым Бог заключил Свой Завет. Столь высокое положение закреплено заповедью: «Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Верность и преданность Богу лежит в основе нашего служения. Такой смысл предписания, где перечислены синонимы служения Богу: «Господу Богу ва­шему последуйте и Его бойтесь, — говорится во Второзаконии, — запо­веди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор. 13, 4).

Еще в Ветхом Завете определилась канва служения Богу. Служить Богу значит приносить Ему дары и жертвы, обеспечивать содержание Его храма. Именно поэтому священники и левиты это «те, кто отправ­ляет службу Господу» (Числ. 18, 1; 1 Цар. 2; 2, 11, 18; Иер. 33, 21). Действительно, священник определяется как страж святилища, служитель Бога и истолкователь Его откровений (Суд. 17, 5). В свою очередь каж­дый верный, исполняющий священные действия и молитвы, служит Гос­поду (2 Цар. 15, 78). В конечном счете выражение «служить Богу» ста­ло обозначать воздаваемое Богу по уставу Церкви почитание и покло­нение в духе и истине (Ин. 4, 23).

Служение, которого требует от нас Господь, не ограничивается только обрядовыми действиями. Оно распространяется на всю жизнь человека и выражается в послушании заповедям Божиим. Вот что неустанно повторяют пророки: «Послушание лучше жертвы, и повиновение луч­ше тука овнов» (1 Цар. 15, 22; Втор. 5, 29). Этим они открывают всю глубину требований послушания, обосновывая их словами Господа: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6, 6).

Иисус Христос послан Отцом, чтобы послужить делу спасения людей. С самого раннего детства Он утверждает, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» Его (Лк. 2, 49). Вся жизнь Иисуса Христа прошла под знаком «надлежит», выражая тем самым Его полную за­висимость от воли Отца (Мф. 16, 24). За этой необходимостью служения, ведущей Его к крестной смерти, Иисус Христос открывает любовь, кото­рая сообщает этой необходимости достоинство и ценность: Надо, — гово­рит Господь и Учитель, — «чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14, 31).

Служа Богу, Иисус Христос преодолевает нежелание людей служить Богу и открывает им, какого служения ожидает от них Отец. Он хочет, чтобы они всецело отдали себя на служение своим братьям, подобно тому, как сделал Сам Иисус Христос: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою» (Мк. 10, 45). «Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 15), — говорит Он.

Христианское служение Богу требует от нас духа сыновства, а не раб­ства, ибо сыновья служат Богу «в обновлении духа, а не по ветхой бу­кве» (Рим. 7, 6). Дух сыновства препровождает нас служить Господу со страхом, трепетом и любовью, служить благочестиво.

Благочестие — это такое состояние души, когда она готова воспри­нимать открываемые ей Божественные истины, делать их правилами своей веры и неукоснительно соблюдать эти правила в своем хри­стианском поведении. Благочестием мы служим Богу, ибо, узрев «в естестве своей души любовь Божию к нам и намерение, какое Он имел при ее создании», мы сподобляемся «боголепной чести» рассмотреть свою душу и найти, что в самой сущности и в природе человека живет стрем­ление к добру и совершенству; да и с самым естеством «сопряжена, -по слову Григория Нисского, — бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому Образу, подобием Которого является человек».

Святитель Григорий Нисский, исследуя цель и назначение благо­честия в деле служения Господу, учит нас приводить душу и тело к Богу по законам благочестия. «Чтобы воздать Ему непорочное и чи­стое служение, — говорит святитель, — нам необходимо благочести­вую веру сделать руководительницей своей жизни». По всему Пи­санию уста святых убеждают нас «предать себя вере и жизни Божией» и твердо держаться преданий Церкви, ибо «в ком благочести­вая вера и непорочная жизнь, тому присуща и сила Христова», а без нее служение Богу не состоится.

Служение Господу предполагает в человеке торжество духовного начала. Оно рождается из любви, страдания и одоления. Поэтому, со­гласно слову Апостола Павла, нам следует на путях благочестия во­оружаться небесным оружием и броней праведности, чтобы преодо­леть те преграды и сети, которые ставит нашей душе искуситель — враг. «Приимите всеоружие Божие, — убеждает нас Апостол, — ...станьте, препоясав чресла ваши истиною ... и обув ноги в готов­ность благовествоватъ мир; а паче всего возьмите щит веры, кото­рым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Апо­стол повелевает также воспринять шлем спасения и святой меч Духа, которым является Слово Вожие (Еф. 6, 13-18). Вооружив им десни­цу души, мы будем иметь возможность сокрушать козни врага и со­вершать течение жизни к вершине заповедей Божиих и тем самым соответствовать целям благочестия.

Припомни, — убеждает нас святитель Григорий, — как Авель при­нес Богу жертву «от первородных стада своего и от тука их», а Каин «от плодов земли», но не от овец. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел» (Быт. 4, 4—5). Из этого повествования видно, что не с добрым сердцем Каин приносил свое служение Богу, не страх и вера двигали им и не любовь к Созда­телю (ст. 7). И потому чуждо Богу, хоть и многоценное, но сделанное без любви.

И Авраам принял благословение от Мелхиседека, принеся свя­щеннику Божию «десятую часть из всего» лучшего, что у него было после победы над врагами (Быт.14,19-20). За образом приношения безусловно стоит душа и ум этого человека Божия, подающая нам пример «не скупо приносить Богу жертвы и молитвы и предлагать в них Господу все лучшее содержание души».

Душа, внимающая водительству благочестия, делает желанным для себя закон доброделания, который открывает ей лествицу восхож­дения на высоту совершенства. Первая ступень этой лествицы при­надлежит простоте. «Простота, — учит святитель Григорий Нисский, — отсылает нас к послушанию, послушание — к вере, вера — к на­дежде, а надежда — к правде. Правда направляет нас к служению, а служение — к смирению; смирением объемлется кротость, приводя­щая к радости; радость же — к любви, любовь — к молитве. И таким образом они возводят человека на   самую вершину желаемого».

В названной цепочке восхождений молитва занимает особое мес­то. Она —предводитель лика добродетелей и путеводная звезда в служении Богу. Своей таинственной святостью и духовным действи­ем молитва споспешествует очищению души от страстей, готовит душу стать благим жилищем покланяемому и Святому Духу и наделяет человека бессмертным миром Христовым, чтобы неукоснительно ему преуспевать в совершении добрых и спасительных дел.

Итак, служение Богу, как мы выяснили, — это честь, которой Бог удостаивает человека в разных обстоятельствах жизни. Какие же это обстоятельства? Апостол Павел приводит некоторые случаи, когда го­ворит о служении Богу.

Вот открылась, например, для нас возможность среди своих близких благовестить о Господе, о Его человеколюбии и спасении. Эта возмож­ность есть знак чести стать благовестителем и, приняв Глагол Божий в свое сердце, исполнить служение назидания (2 Тим. 4, 5).

Вот открылась необходимость утвердить и утешить людей истинами веры. Это тоже .знамение чести, дабы человек, укрепленный нашим уча­стием, остался непоколебимым в вере своей среди обступивших его скорбей и опасностей (1 Фес. 3, 2—3).

Вот нас просят помолиться о других, чтобы Господь помог им по­лучить здравие, устроиться в жизни, преодолеть трудности, найти пути к сердцу близкого человека. И это знак чести, который обязывает нас до­стойно утешить сердце человека, нуждающегося в любви Христовой (Еф.6, 1; Кол. 1,7).

В Церкви «каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дает­ся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцеления, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному раз­ные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 7—10). И каждым из этих даров Духа мы можем и должны послужить Богу, неся свое, определенное нам священноначалием, послушание в Церкви. И не толь­ко однажды послужить, но на протяжении всей своей жизни. «Дости­гайте любви, — возгревает нашу ревность к служению Апостол, — рев­нуйте о дарах духовных», совершайте службы Богу, пойте псалмы, пес­ни и песнопения духовные, своим служением несите людям —«в нази­дание, увещание и утешение» (1 Кор. 14; 1, 3).

 

Итак, служение христиан Богу — служение свободное и доброволь­ное. Оно очевидно для внимающих ему. В нем люди видят наши доб­рые дела и оттого испытывают желание прославить Отца нашего Не­бесного, поклониться Ему как Господу и Ему Одному послужить (Мф. 4; 10). Подобное служение Богу — наше призвание. И мы со всем усерди­ем станем служить Христу и Его Святой Церкви.

                                                          Протоиерей Геннадий Нефедов