АРХАНГЕЛ БОЖИЙ МИХАИЛ

Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близ­кое участие в судьбах Церкви. Священ­ное Писание нас учит, что, кроме физи­ческого, существует великий духов­ный мир, населенный разумными, доб­рыми существами, именуемыми Анге­лами. Слово «ангел» на греческом язы­ке значит «вестник». Священное Писа­ние их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно со­стоит их жизнь в духовном мире, кото­рый они населяют, и в чем заключает­ся их деятельность – мы почти ниче­го не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от на­ших материальных: там время, про­странство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. При­ставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ан­гелами.

Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, по­вествуя о явлении Ангелов различ­ным людям, собственным именем на­зывает только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут осо­бую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Арханге­лы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а так­же Архангелы Рафаил, Уриил, Салафи­ил, Иегудиил и Варахиил, упоминае­мые в неканонических книгах Писа­ния. Архангел Гавриил обычно являл­ся некоторым праведникам в каче­стве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8 :16, 9:21 ; Лк. 1:19-26). В книге То­вита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ан­гелов, которые возносят молитвы свя­тых и восходят пред славу Свята­го» (Тов. 12 :15). Отсюда возникло убеж­дение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых являет­ся Архангел Михаил.

Архангел Михаил в Писании именует­ся «князем», «вождем воинства Гос­подня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого безза­кония среди людей. Отсюда его цер­ковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в каче­стве помощника, при завоевании из­раильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни паде­ния Вавилонского царства и начала со­зидания Мессианского царства. Дани­илу было предсказано о помощи наро­ду Божию со стороны Архангела Миха­ила в период предстоящих преследо­ваний при Антихристе. В книге Откро­вения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против драко­на-диавола и прочих взбунтовавших­ся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низ­вержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сата­ною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противни­ке диавола. (Нав. 5:13 ; Дан. 10, 12:1 ;
Иуд.1 :9 ; Откр. 12:7-9 ; Лк. 10 :18).

В духе Священного Писания некото­рые отцы Церкви видят Архангела Ми­хаила участником других важных со­бытий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во вре­мя их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же при­писывают поражение огромного асси­рийского войска, осаждавшего Иеруса­лим при пророке Исаии. (Исх. 33:9, 14, 26-28 ; 4Цар. 19 :35 ).

Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупно­сти) святых Ангелов во главе с Архан­гелом Михаилом 8 ноября.

ВОСПОМИНАНИЕ ЧУДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, БЫВШЕГО В ХОНЕХ (КОЛОССАХ) (IV).

Во Фригии, недалеко от города Иера­поля, в местности, называемой Херо­топа, находился храм во имя Архи­стратига Михаила; около храма исте­кал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жи­телей города Лаодикии в благодар­ность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой доче­ри водой источника. 

Архистратиг Ми­хаил, явившись в сонном видении от­цу немой девицы, еще не просвещен­ному Святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, ис­пив воды из источника. Девица дей­ствительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Ми­хаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. 

В храме святого Архи­стратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Ар­хипп. Проповедью о Христе и приме­ром своей богоугодной жизни он мно­гих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христи­ан вообще, и в первую очередь на Ар­хиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служите­лем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно по­губить Архиппа. Для этого они соеди­нили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистрати­гу Михаилу о предотвращении бед­ствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устре­миться в нее водам бурлящего пото­ка. Таким образом храм остался невредим.

Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христи­ане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Ме­сто же, где совершилось чудо, получи­ло название Хоны, что значит «отвер­стие», «расселина».

Тропарь Архангела Михаила, 
глас 4

Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил

Кондак Архангела Михаила, 
глас 2

Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.

Величание Небесным Чинам Бесплотным

Велича́ем вас,/ Арха́нгели и А́нгели/ и вся во́инства,/ Херуви́ми и Серафи́ми,// сла́вящия Го́спода.

Молитва Архангелу Михаилу

О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О, грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О, всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

АКАФИСТ АРХАНГЕЛУ БОЖИЮ МИХАИЛУ

Кондак 1

Из­бра́н­ный Не­бе́с­ных сил вое­во́­до и ро́­да че­ло­ве́­чес­ка­го зас­ту́п­ни­че, сие́ те­бе́ и́же то­бо́ю от ско́рб­ных избавля́еми, бла­го­да́р­ствен­ное при­но́­сим пе́­ние: ты же, я́ко пред­сто­я́й Пре­сто́­лу Ца­ря́ Сла́­вы, от вся́­ких нас бед сво­бож­да́й, да с ве́­рою и лю­бо́­вию в по­хва­лу́ те­бе́ зо­ве́м:

Ра́­дуй­ся, Михаи́ле, ве­ли́­кий Архистрати́же, со все́­ми Небе́сными си́лами.

Полностью: https://azbyka.ru/days/caa/48

МИХАИЛ АРХАНГЕЛ, АРХИСТРАТИГ

19 сентября – Воспоминание чуда в Хо́нех, 21 ноября – Собор

https://azbyka.ru/days/sv-mihail-arhangel

См. также: «Воспоминание чуда свято­го Архистратига Михаила в Хонех» в изложении свт. Димитрия Ростовско­го.

https://azbyka.ru/o…/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/750

«Чудо архангела Михаила в Хонех», византийская икона, первая половина XII века.