ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ИРИНЕЯ, ЕПИСКОПА ЛИОНСКОГО

Его на­став­ни­ком в ис­ти­нах хри­сти­ан­ско­го уче­ния был уче­ник апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва – свя­ти­тель По­ли­карп Смирн­ский (па­мять 23 фев­ра­ля). Он же кре­стил юно­шу, ру­ко­по­ло­жил его впо­след­ствии во пре­сви­те­ра и по­слал в галль­ский го­род Лу­г­дун (ныне Ли­он во Фран­ции) к пре­ста­ре­ло­му епи­ско­пу По­фи­ну. Вско­ре свя­то­му Ири­нею бы­ло да­но от­вет­ствен­ное по­ру­че­ние: до­ста­вить свя­то­му па­пе Рим­ско­му Елев­фе­рию (177–190) пись­мо ис­по­вед­ни­ков. Во вре­мя его от­сут­ствия бы­ли бро­ше­ны в тюрь­мы все вид­ные хри­сти­ане. В 178 го­ду, спу­стя год по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны епи­ско­па По­фи­на, свя­ти­тель Ири­ней был из­бран епи­ско­пом го­ро­да Лу­г­ду­на. «В ко­рот­кое вре­мя, – пи­сал о нем свя­ти­тель Гри­го­рий Тур­ский, – он сво­ей про­по­ве­дью пре­об­ра­зо­вал весь Лу­г­дун в го­род хри­сти­ан­ский!» Ко­гда утих­ли го­не­ния на хри­сти­ан, свя­ти­тель из­ло­жил пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние в од­ном из ос­нов­ных сво­их тво­ре­ний под на­зва­ни­ем: «Об­ли­че­ние и опро­вер­же­ние лже­имен­но­го зна­ния», или со­кра­щен­но: «Пять книг про­тив ере­сей». В то вре­мя воз­ник ряд ре­ли­ги­оз­но–фило­соф­ских гно­сти­че­ских уче­ний. Гно­сти­ки (от гре­че­ско­го сло­ва «гно­зис» – «зна­ние») учи­ли, что Бог не мо­жет во­пло­тить­ся, так как ма­те­рия несо­вер­шен­на и яв­ля­ет­ся но­си­тель­ни­цей зла. Сын Бо­жий – лишь ис­те­че­ние (эма­на­ция) Бо­же­ства. Вме­сте с Ним из Бо­же­ства ис­хо­дит иерар­хи­че­ский ряд сил (эо­нов),со­во­куп­ность ко­то­рых со­став­ля­ет «пли­ро­му», т.е. «пол­но­ту». Мир со­тво­рен не са­мим Бо­гом, а эо­на­ми или «де­ми­ур­гом», ко­то­рый ни­же «пли­ро­мы».

В опро­вер­же­ние этой ере­си Ва­лен­ти­на свя­ти­тель Ири­ней раз­вил пра­во­слав­ное уче­ние о спа­се­нии. «Сло­во Бо­жие, Иисус Хри­стос, Гос­подь наш, по неиз­ре­чен­ной бла­го­сти Сво­ей сде­лал­ся тем, что и мы, дабы нас сде­лать тем, что есть Он..., – учил свя­ти­тель Ири­ней, – Иисус– Хри­стос Сын Бо­жий по пре­вос­ход­ной люб­ви к Сво­е­му со­зда­нию сни­зо­шел до рож­де­ния от Де­вы, через Се­бя Са­мо­го со­еди­няя че­ло­ве­ка с Бо­гом». Через Бо­го­во­пло­ще­ние тво­ре­ние ста­но­вит­ся со­об­раз­ным и со­те­лес­ным Сы­ну Бо­жию. Спа­се­ние со­сто­ит в обо­же­нии че­ло­ве­ка.

В опро­вер­же­ние уче­ния дру­го­го ере­ти­ка, Мар­ки­о­на, от­ри­цав­ше­го Бо­же­ствен­ность Вет­хо­го За­ве­та, свя­ти­тель раз­вил уче­ние о Еди­ном Ис­точ­ни­ке Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­тов: «Один и тот же Дух Бо­жий, Ко­то­рый через про­ро­ков воз­ве­щал, ка­ко­во име­ло быть при­ше­ствие Гос­по­да, – пи­сал свя­ти­тель. – Он же через апо­сто­лов про­по­ве­до­вал, что при­шла пол­но­та вре­мен усы­нов­ле­ния и при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное».

Ис­тин­ность цер­ков­но­го уче­ния свя­ти­тель Ири­ней обос­но­вал пре­ем­ствен­но­стью епи­ско­па­та, а так­же тем, что Цер­ковь древ­нее всех ере­ти­ков. «Вся­кий, кто же­ла­ет знать ис­ти­ну, дол­жен об­ра­тить­ся к Церк­ви, по­то­му что апо­сто­лы толь­ко ей од­ной со­об­щи­ли Бо­же­ствен­ную Ис­ти­ну. Она есть дверь к жиз­ни».

Бла­го­твор­ное вли­я­ние ока­зал свя­ти­тель Ири­ней в спо­ре о празд­но­ва­нии Пас­хи. В Ма­ло­азий­ской Церк­ви со­хра­ня­лась тра­ди­ция празд­но­вать Свя­тую Пас­ху 14 ни­са­на, неза­ви­си­мо от то­го, в ка­кой день это при­дет­ся. Свя­той па­па Вик­тор (190–202) власт­но тре­бо­вал еди­но­об­ра­зия, и его рез­кие тре­бо­ва­ния мог­ли вы­звать рас­кол. От име­ни галль­ских хри­сти­ан свя­ти­тель Ири­ней пи­сал па­пе, что нель­зя до­пус­кать рас­кол из–за тра­ди­ций, преж­де все­го необ­хо­ди­мо до­ро­жить цер­ков­ным ми­ром.

В цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Се­ве­ра (193–211) свя­ти­тель Ири­ней был усе­чен ме­чом за ис­по­ве­да­ние ве­ры в 202 го­ду.

Апо­стол еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов, свя­ти­тель По­ли­карп Смирн­ский и свя­ти­тель Ири­ней Ли­он­ский – вот три зве­на в нераз­рыв­ной це­пи бла­го­дат­но­го пре­ем­ства, ко­то­рое идет от Са­мо­го Пас­ты­ре­на­чаль­ни­ка Гос­по­да Иису­са Хри­ста. В глу­бо­кой ста­ро­сти свя­ти­тель Ири­ней пи­сал сво­е­му дру­гу Фло­ри­ну: «Я был от­ро­ком, ко­гда ви­дел те­бя (Фло­ри­на) у По­ли­кар­па. Я пом­ню, что то­гда про­ис­хо­ди­ло, бо­лее, неже­ли что ныне про­ис­хо­дит. И я те­перь мо­гу опи­сать те­бе ме­ста, где обык­но­вен­но си­дел и бе­се­до­вал бла­жен­ный По­ли­карп. Мо­гу опи­сать об­раз жиз­ни его, вид те­ла и на­став­ле­ния, ко­то­рые го­во­рил он на­ро­ду. Близ­кое об­ра­ще­ние, ка­кое, как го­во­рил он, имел с Иоан­ном и с про­чи­ми, ви­дев­ши­ми Гос­по­да, и все, что вспом­нил он о сих сло­вах, что слы­шал от них о Гос­по­де... Я слу­шал это то­гда, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, с рев­но­стью и пи­сал не на бу­ма­ге, а на серд­це» («Жур­нал Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии», 1957, N 9, с. 53).

https://pravlife.org/ru/content/5-sentyabrya-svyashchennomuchenika-irineya-episkopa-lionskogo