ДЕВЯТЬ ШАГОВ ПОКАЯНИЯ

Книга пророка Исаии. Беседа 11-я 

В предыдущих беседах мы разбирали обличения Божии народу Израильскому.

Израиль согрешил. Есть ли выход? – Да. Израиль может спастись покаянием. Практическим покаянием! Не только признанием своих согрешений, но и глубоким жизненным изменением. Об этом сегодняшний отрывок из пророка Исаии.

 

 

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 16–18), – говорит Господь.

Девять шагов покаяния

 

Обратим внимание на серию действий, из которых состояло покаяние для иудеев:

 

1. омойтесь,

2. очиститесь,

3. удалите злые деяния (в греческом тексте: «отымите лукавство от душ ваших пред очами Моими» – перевод П.А. Юнгерова),

4. перестаньте делать зло,

5. научитесь делать добро,

6. ищите правды,

7. спасайте угнетенного (возможный вариант: «осуждайте притеснителя»),

8. защищайте сироту,

9. вступайтесь за вдову.

Итак, перед нами девять шагов покаяния, которые предлагает сделать иудеям Господь. В повелениях Божиих можно видеть отрицательную сторону покаяния (то, что надо перестать делать) и положительную (то, что надо начать делать). «Омойтесь, очиститесь, удалите злые деяния, перестаньте делать зло» – отрицательная сторона покаяния. «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» – положительная сторона.

«Модель» истинного покаяния не меняется с веками – и не может измениться, потому что дана Богом

Эта «модель» истинного покаяния не меняется с веками – и не может измениться, потому что дана Богом. Кающемуся человеку нужно перестать делать то, что он делал раньше (грехи), и начинать делать то, чего раньше не делал (добродетели).

Две стороны покаяния в Библии и жизни

 

Об этих двух сторонах покаяния говорил и псалмопевец Давид: «Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс. 33: 15). В таком же ключе проповедовал святой Иоанн Предтеча. «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3: 8), – говорил он. Воинам советовал: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 14). Простому народу: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3: 11).

 

Опять же: здесь есть категория «делай» и есть категория «не делай».

И сегодня человек в Церкви проходит тот же покаянный путь. Начав ходить в храм, он постепенно порывает с тяжелыми смертными грехами, если они были. Преодолевает греховные привычки и зависимости, «омывается» и «очищается».

Это первая, «отрицательная» сторона покаяния, подготовительная. Таким образом человек готовит себя к христианским добродетелям. Отрицательная сторона покаяния имеет ценность именно как подготовка к положительной стороне. Как и евреям, Господь дает четыре повеления отрицательных и пять положительных.

Творить добро труднее, чем перестать делать зло

Святитель Василий Великий комментирует: «Измыйтеся. Какая же от того польза? Да чисти будите. А для чего нужна чистота? Да узрите Бога». Ему вторит блаженный Августин: «Лицо наше должно быть омыто от той грязи, которая препятствует созерцанию Бога» (О Нагорной проповеди Господа).

Творить добро необходимо учиться. Здесь нужна мудрость

Здесь очень важен порыв самого человека, усилие его воли. «Видишь, что прежде мы должны сами очиститься, а затем Бог очистит нас? Ведь сначала Он говорит: “Омойтесь, очиститесь”, а затем: “как снег убелю”…» – объясняет святитель Иоанн Златоуст.

Святые Ипполит Римский и Иероним Стридонский считают, что слова «омойтесь» и «очиститесь» нужно понимать как прикровенное пророчество о Таинстве Крещения.

Вторая сторона покаяния (положительная) намного труднее первой (отрицательной). Это можно уловить и в словах Исаии. Об отрицательной стороне сказано: «перестаньте делать зло». О положительной: «научитесь делать добро». Как перестать делать зло, понятно каждому. А вот творить добро необходимо научиться. Здесь нужна мудрость.

«Нравственное учение не ясно и не всякому с первого раза бывает открыто, а надобно учиться и тому, как делать добро. Можно сделать что-нибудь и праведное, но неправедно», – говорит святитель Василий.

И действительно, как часто в жизни бывает, что ты делаешь, как тебе кажется, добро – но в итоге выходит зло. От чистого сердца что-то посоветовал человеку – а он и слова неправильно понял, и совет ему в принципе не подошел и породил новые проблемы в его жизни. Или защитил кого-то, а потом оказалось, что человек был сам неправ и виноват, и вообще ты встрял не в свое дело.

Чтобы делать настоящее добро, нужны духовная чуткость, мудрость, пребывание в молитве, по-христиански настроенный ум. Благодать нужна! Потому-то и писал апостол Павел, что чувства должны быть «навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5: 14).

Речь Бога к иудеям – борьба с языческим религиозным сознанием

«Ищите правды», – говорит Господь. В греческом тексте: «взыщите суда». По мнению Златоуста, речь идет о защите обижаемых. Святитель Василий Великий дает толкование применительно к христианской жизни:

«Взыщите суда, или суда Христова, которым судит нас и воздает нам по достоинству Христос, Которого не взыскав и не имея пред очами, не можем пребыть делающими доброе… Надобно, чтобы разум, как судья, заняв в нас самое высшее место, всякий раз рассуждал и исследовал, что должно говорить и что делать».

Речь Бога к иудеям – это борьба с языческим религиозным сознанием, которым заболели иудеи, борьба за истинные и здравые отношения с Богом. Вера языческая основывалась на том, что справедливость вплетена в саму ткань мироздания, а его законы охраняются богами. В яхвизме же справедливость была непреложной чертой Бога, а не функцией, которую Он исполнял. Язычники угождали богам с помощью всевозможных ритуалов – религиозной обязанностью израильтян было уподобление Богу через соблюдение Его заповедей. Язычники рассматривали грех как некую материальную нечистоту, от которой можно очиститься, совершив омовение и другие ритуалы, – в яхвизме чистота была духовной категорией, достижимой через покаяние и внутреннее возрождение человека.

Можно сказать, что речи Господа в 1-й главе книги Исаии – это некий мост к нравственности Нового Завета.

«Защищайте сироту, вступайтесь за вдову»

Интересна особая забота Бога о сиротах и вдовах: «защищайте сироту, вступайтесь за вдову». Необходимость помощи этим группам населения (а также еще и «пришельцам» – чужестранцам) была зафиксирована в ветхозаветной правовой традиции (см.: Исх. 22: 22; Втор. 10: 18, 19; 24: 17–21). Но и в месопотамских сводах законов забота о бедных тоже являлась обязательной. Согласно вступлениям к кодексам Ур-Намму и Хаммурапи, древние цари осознавали, что защита прав бедных, вдов и сирот является важным элементом их роли «мудрых правителей». Если царь по-настоящему велик и мудр, он обязан быть милостивым. Нищие должны благословлять его.

Особенно требовали попечения сироты и вдовы. «Вдовство и сиротство невыносимы и сами по себе; но если притом еще другие обижают этих несчастных, то – двойное кораблекрушение», – писал Златоуст.

Если Господь призывал иудеев соблюдать общепринятую на Востоке добродетель, свойственную и язычникам, значит, у евреев действительно наступил духовно- нравственный кризис. «Ничем другим так тяжело не прогневляли иудеи Господа, как оскорблениями вдовиц и несправедливым отношением к слабым», – комментирует святитель Амвросий Медиоланский.

Конечно же, Божественные слова относятся и к нам. Христианин должен быть милостивым человеком. «Если ты окажешь милость вдове, многие грехи твои смоются», – пишет святитель Иоанн Златоуст.

Святитель Василий предлагает духовное толкование словам Исаии:

«Поскольку Бог называется Отцом уверовавших во Христа и возлюбивших жизнь, сообразную с Евангелием, то, если кто чрез преступление закона сделал себя чуждым Богу и как бы осиротел, лишившись Его о себе промышления, ты потщись правдивым и разумным судом снова ввести его в свойство с Богом, и не снисходя к нему безрассудно, и не употребляя безжалостного отлучения».

Что обещает Бог в случае покаяния?

Что же обещает Бог Израилю в случае покаяния?

«Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1: 18).

«Тогда придите – и рассудим» (в греческом: «будем состязаться»). Пророк использовал литературную метафору «сцены суда». Словом «рассудим» переведено еврейское «йаках» – судебный термин, подразумевавший разбор и решение дела в суде через доводы в пользу правоты одной из сторон и неправоты другой. Согласно речи Исаии, преступник (Израиль) может быть полностью прощен – если выполнит предыдущие девять заповедей (отрицательные и положительные).

«Если будут грехи ваши, как багряное…» (в греческом: «багряница»). Багряницей называлась у евреев густая красная краска или же одежда, выкрашенная такой краской. Делали краску из яичек моллюска, водившегося в изобилии по берегам Финикии и вообще в Средиземном море. Секрет приготовления этой краски знали одни финикийцы.

Пурпур – тоже красная краска. Оба эти синонимические выражения – багряница и пурпур – служат символами крови, которою были обагрены руки иудеев. Также в этом образе можно видеть указание на несмываемую греховность иудеев, которая не поддается исцелению так же, как не смывается с ткани пурпуровая или багряная краска.

«Упоминаемые здесь багрец и пурпур – самые прочные и яркие красители, оставляющие наиболее заметные, несмываемые пятна. Это единственное место в Ветхом Завете и во всей ближневосточной литературе, где красный цвет символизирует грех, тогда как белизна традиционно ассоциируется с чистотой», – говорится в Культурно-историческом комментарии на Ветхий Завет.

Тертуллиан предлагает духовное толкование: «Багряным цветом Исаия обозначает кровь пророков, красным (как более славную) – кровь Господа». По святителю Василию, багряное есть образ закоренелой в грехе душе, а красное – незакоренелой, имеющей надежду на исцеление.

Багряное есть образ закоренелой в грехе душе, а красное – незакоренелой, имеющей надежду на исцеление

Снег и волна (овечья очищенная шерсть, совершенно белая) – символы чистоты, которая у всех народов обозначалась белым цветом одежд (ср.: Пс 50: 9; Дан 7: 9). Святитель Василий делает интересное замечание об овечьей шерсти: «Волна, будучи по природе бела, еще белее делается от тщательной обработки. Посему и жизнь человеческая, естественные пособия усовершая подвижничеством, может гораздо много преуспеть в добродетели».

Итак, Исаия дает образы греха и очищения одновременно. Грехи людей неизгладимы, но Бог способен изменить неизменное и стереть неизгладимое. Господь может удалить любое пятно греха, только надо обратиться к Нему с молитвой и искренним покаянием. И потрудиться самому для своего очищения.

Также, по некоторым толкователям, Исаия пророчески указал на образ христианского Крещения.

Покаяние – это кризис, подразумевающий перемену опыта

Была ли у иудеев надежда оправдаться перед Богом? Была – через покаяние. Но они не поняли, не захотели – и святой город Иерусалим впоследствии был разрушен.

Покаяние – это кризис, подразумевающий перемену опыта. К сожалению, евреи не смогли правильно выйти из этого кризиса и даже понять, что он есть. Иудейская трагедия как некая модель взаимоотношений людей с Богом повторяется и в жизни отдельно взятого человека, и в истории государств. Она учит нас, чтобы мы не повторяли ошибок древних. «Это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10: 6), – говорит апостол Павел.

Человек должен уметь вовремя услышать Бога и измениться.

Закончим разговор о покаянии, который касается нас не менее, чем древних иудеев, прекрасными словами святителя Иоанна Златоуста:

«Не будем же отчаиваться: не столь опасно пасть, как, упавши, лежать; не столь опасно быть раненым, как, будучи раненым, не желать исцеления… Говорю это не для того, чтобы сделать вас более беспечными, но чтобы удержать вас от отчаяния».

(Продолжение следует.)

Сергей Комаров