ДЛЯ ВЕРУЮЩЕЙ ДУШИ СМЕРТИ НЕТ

Сегодня — день Успения Божией Матери. Воспоминаемое нами священное событие — не повод для скорби и печали; совсем напротив: это день светлой радости и торжества. Божия Матерь не умерла. Сегодня Она начала новую жизнь, сегодня — начало Ее небесного материнства для всех тех, кто пошел, идет и пойдет за Ее Божественным Сыном, как за своим Учителем и Отцом. Мы восклицаем: «Преставилася еси к животу, Мати сущи живота…» Эти святые слова радостным эхом отдаются в наших душах, и сердце вторит этим словам: смерти нет, смерти нет! В этом — величайший урок сегодняшнего праздника: проповедь той истины, которая является высшей радостью, наибольшим счастьем для верующей души — смерти нет, мы не умрем никогда!

Первый человек был создан бессмертным. Люди никогда не должны были знать смерти. Но после того, как этот первый человек не исполнил, живя в раю, воли Божией и согрешил, в жизнь человека вошла смерть, как следствие его греха. Человек стал смертен по телу, оставаясь бессмертным своей душой. Но, опускаясь всë ниже по лестнице греха, на самое дно пороков и страстей, человек стал забывать о своем бессмертии. Он стал вести исключительно животную жизнь, отдавая ее только заботам о земной жизни и удовольствиям. Лишь немногие люди ветхозаветных времен сумели сохранить в себе память о своем бессмертии и веровали в него. Один из них — псалмопевец Давид — восклицает: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс. 15:10).

Господь наш так милосерд, что не оставляет без любви Своей те грешные души, которые предстают перед Ним и слабыми верою, и лишь с начатками покаяния, не укрепив первой и не довершив второго на пути своей земной жизни. По молитвам Церкви, силой бескровной жертвы, приносимой за этих умерших, действием милостыни за них облегчается участь этих грешников, и они не лишаются надежды на прощение и вечные радости.

Все те души, которые принесут с собою в вечную жизнь чистые и святые чувства: любовь к Богу, добрые дела, смирение, душевную и телесную чистоту, — найдут в этих святых чувствах для себя источник возвышенной радости. Души святых получают по смерти не только предопределение к блаженству, но и счастье его переживать; вместе с тем получают от Бога силы и дерзновение молиться за нас и оказывать нам небесную помощь.

Придет и день последнего Суда Божия, называемого Страшным. Из слов Христовых мы знаем, что мы предстанем на этом Суде не только своей бессмертной душой. Перед ним силой Божией, по звуку трубы архангела воскреснут мертвые, где бы ни находился прах людей. Воскресшие тела восстанут преображенными, обновленными, свободными от наших теперешних немощей и нужд, восстанут для того, чтобы соединиться с бессмертной душой каждого из нас. На Страшном Суде Божием каждый из нас должен дать ответ во всём, что он сделал в жизни своей земной.

По слову Божию, одни из нас на этом Суде будут названы «благословенными», которым предназначено Царствие Небесное, другие — проклятыми, идущими в муку вечную. Почему так неодинакова будет участь людей: вечная радость и вечная мука? Св. апостол Павел на это отвечает: Что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6:7).

Каждый из нас сам себе готовит участь. Та «награда» нищим духом, о которой говорит Господь в Своих заповедях о блаженствах, не будет какой-то внешней наградой человеку за его подвиги, но будет продолжением того счастья жить с Богом и исполнять Его святую волю, какое истинный раб Божий уже носит в земной своей жизни.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «По следам Евангельской истории. Том II. Проповеди на двунадесятые праздники»