«ЭТО БЫЛ ОБРАЗ ДУХА, ВЕРЫ, ЛЮБВИ»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Протоиерей Владимир Воробьев, руководитель крупнейшего центра изучения истории новомучеников и исповедников в Русской Церкви, ректор Православного Свято-Тихоновского университета, рассказывал об избрании владыки Тихона патриархом так:

 

«Его избирал самый удивительный Собор в истории Русской Церкви. Собор 1917 года готовился одиннадцать лет. Делегаты избирались демократическим способом, без политического давления. Он был очень представительным – более 500 делегатов. Патриарха избирали также удивительным образом. Сначала избрали 28 кандидатов. Потом из них выбрали трех, набравших больше всего голосов. Потом из Успенского собора Московского Кремля принесли Владимирскую икону Божией Матери. Кремль тогда уже заняли коммунисты, поэтому там служить было нельзя, и икону принесли из Кремля в храм Христа Спасителя. В храме служил Литургию священномученик Владимир (Богоявленский) – первый священномученик среди епископов-новомучеников. После Литургии и специального молебна перед Владимирской иконой старец Алексий из Зосимовой пустыни вытащил жребий с именем патриарха Тихона. Здесь соединились активное участие народа и воля Божия.

Святитель Тихон жил в обстановке тяжелого гонения на Церковь и прошел семь лет патриаршего служения как настоящий крестный путь, путь на Голгофу. Именно эти годы привели его к преждевременной кончине. Он скончался 60 лет от роду, то есть прожил не такую уж долгую жизнь. Сегодня, оглядываясь на историю ХХ века, мы можем сказать, что патриарх Тихон является одним из самых великих русских святых и, безусловно, стоит в ряду величайших вселенских святых.

Патриарх Тихон, как все святые люди, был внутренне очень свободным. Он благословил и тем самым узаконил, как патриарх и как святой, частое Причащение Святых Христовых Таин. Он звал к этому народ. Это благословение имеет для нас особое значение. Он благословил на подвиг исповедничества и мученичества. Он своим примером показал, как Церковь может победить самую страшную, невероятную силу зла».

 

 

Митрополит Евлогий (Георгиевский) вспоминал:

 

«Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины “своим” архиереем. Мне постоянно во время поездок по епархии приходилось слышать самые сердечные отзывы о нем духовенства и народа».

 

 

 

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил в своей проповеди:

 

«Всего год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем – плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину – православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ. И такие проводы сопровождали святителя Тихона во всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют апостолом Православия; плакал древний Ярославль, плакала Литва, расставаясь с архипастырем, ставшим для них родным отцом.

Прошло только 67 лет, и могила патриарха-мученика опустела. Святые мощи его даровал Господь России в укрепление ее на предлежащие трудные времена. И как некогда в годину испытания воззвал Господь Спаситель святителя Тихона, так и ныне послал Он его в помощь земной воинствующей Церкви».

Журналист Коровин, бравший в 1918 году интервью у патриарха Тихона, рассказывал:

«Обаятельное впечатление производит патриарх своей простотой обращения, доступностью и задушевной мягкостью тона. Он еще бодр и жив в своих движениях, несмотря на свой очень преклонный возраст. Проницательные и глубокие глаза его часто загораются огнем воодушевления, невольно передающегося и собеседнику».

 

Протоиерей Валентин Свенцицкий вспоминал:

 

«Отворилась дверь, я вошел в приемную. Трепет прошел по моему сердцу. Я увидел перед собой икону, живого угодника Божия, как изображает их Церковь на иконах. Это был образ слова, жития, любви, духа, веры, чистоты. Никакая клевета и никакая ложь, никакая злоба не могли отнять у верующих этой уверенности в духовном величии патриарха».

Протопресвитер Михаил Польский свидетельствовал:

«Он, патриарх Тихон, исчерпал все возможные для Церкви и церковного человека меры примирения с властью гражданской и явился жертвой в самом внутреннем, широком и глубоком смысле этого слова. Жертвуя собою, своим именем, своей славой исповедника и обличителя неправды, он унижался, когда переменил свой тон с властью, но никогда не пал. Он унижал себя, но никого больше, не сохранялся и не возвышался унижением других. Он не щадил себя, чтобы снискать пощаду пастырям, народу и церковному достоянию… И народ это понимал и жалел его искренне и глубоко, получив полное убеждение в его святости. Это мужественное и кротчайшее существо, это исключительно безукоризненная святая личность».

 

Известный всей России московский старец протоиерей Алексий Мечёвперед смертью предсказывал, что день его похорон станет днем большой радости для Церкви. 28 июня 1923 года на Лазаревское кладбище, где совершалось погребение старца, приехал исповедник Христов, Святейший Патриарх Тихон, которого накануне выпустили из тюрьмы. И это была, конечно, большая радость для Церкви. Святейший благословил опускаемый в могилу гроб, первый бросил на него горсть земли и сказал народу: «Вы, конечно, слышали, что меня лишили сана, но Господь привел меня здесь с вами помолиться». Святейшего встретили с восторгом, народ забросал его коляску цветами.

 

Анонимно издавшая свои воспоминания свидетельница похоронпатриарха Тихона писала:

«К Донскому стечение народа было огромное. По приблизительному подсчету, там перебывало в те скорбные дни не менее одного миллиона людей. Вокруг Донского все ведущие к нему улицы и вся Калужская площадь были запружены народом. Уличное движение по ним прекратилось, трамваи доходили лишь до Калужской площади. Порядок поддерживался рабочими-распорядителями, у которых на рукаве была черная повязка с белым крестом».

 


Георгий Великанов писал:

 

«Первый патриарх после более чем 200-летнего перерыва, святитель Тихон стал не церковным политиком, а отцом для своей паствы. Именно такого предстоятеля ждала Русская Церковь в эпоху крушения всего прежнего церковно-государственного строя».

Из последней проповеди святителя Тихона:

«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане!.. Только на камени сем – врачевании зла добром – созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви… и неуловимо даже для врагов будет святое имя ее и чистота подвига ее чад и служителей… Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему! Не поддавайтесь искушению. Не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

 

 

Из книги: Святитель Тихон Московский. Изд-во Сретенского монастыря, 2016.