Современный пытливый ум проверяет на прочность любое чудо. Чудотворные иконы, говорите? Отсечённая рука сама приросла, изображение на фреске само заговорило или от удара копья взяло и закровоточило? Как можно верить во всё это в эпоху нанотехнологий и глобальной диджитализации?
«Маловерие происходит от малознания», — уверен владыка Иона и на примере суровых монахов Святой Горы Афон поясняет, почему чудеса, связанные с Богородицей, у людей знающих не вызывают никаких сомнений.
Почему именно Богородичные иконы — чудотворные
Не только афонские монахи особо почитают Богородицу — все три украинские Лавры, например, посвящены Божией Матери. Интересно, что большие северные монастыри, как более созерцательные, освящены в честь Преображения Господня: и Соловецкий, и Валаамский. Северные Лавры — Троице-Сергиева, Александро-Невская — в честь Бога-Троицы. А наши — все Успенские. И практически в каждом монастыре есть своя прославившаяся чудесами икона Богородицы.
Кстати, интересный феномен. Очень мало чудотворных икон Христа или святых. Так Господь устроил, что чудотворения изливаются через изображения Его Пречистой Матери. И, думаю, неспроста. Ведь Господь всегда особо слушает Её молитвы. Самое первое чудо произошло в Кане Галилейской по просьбе Богородицы. Помните? Вначале Христос достаточно холодно отнёсся к проблеме недостатка вина на брачном пире: Что Мне и Тебе, Жено? (Ин. 2, 4). Но Богородица упросила, и вода по слову Господа стала вином.
Так и в нашей жизни. Бог, Судия Праведный, видя наше злое сердце, уже, может быть, и готов Своим гневом как-то жёстко нас одёрнуть, поставить на место, но Матерь Божия заступается. Сколько случаев, когда гнев Божий, изливаемый в испытаниях, скорбях или болезнях, отвращался по молитвам перед чудотворными иконами Богородицы. Она слышит каждого молящегося и старается умолить Господа о тех, кто надеется на Её всесильную помощь.
На Афоне это как нигде знают. Потому что Афон — место особого подвига. Здесь на протяжении столетий ведётся ежедневная, ежесекундная схватка с врагом рода человеческого. В этой схватке нет послаблений. Это непрерывная невидимая брань, непрекращающиеся боевые действия. Если на земной войне, как мы знаем, невозможно постоянно находиться на линии фронта, и войска обязательно отводят в тыл для переформирования, то на Святой Горе те, кто по-настоящему подвизаются, — всё время под огнём. И им особенно нужна помощь Божией Матери.
Человек посторонний посмотрит на Афон с его огромным количеством чудотворных икон Богородицы и подумает, что это уже какой-то перекос — монахи только Её чтят и только к Ней обращаются. Но надо понимать, что монах непрестанно творит Иисусову молитву, бóльшую часть суток находится на богослужении, восхваляя имя Божие, практически ежедневно на литургии причащается Святых Христовых Таин. Вся его жизнь направлена ко Господу и сосредоточена на любви к своему Создателю.
А Богородицу святогорцы почитают как Свою. Её ещё называют первой монахиней — ведь она была Девой, всю жизнь посвятила Господу, слышала слово Божие и творила волю Его. Помните отрывок из Евангелия, который читается в храмах на богородичные праздники? Одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк. 11, 27–28). Может показаться, что Христос Своим ответом умалил значение Богородицы. Но нет. Наоборот, и святые отцы обращают на это наше внимание — мы ублажаем Богородицу не только за то, что Она родила Богомладенца, но и за то, что весь Её земной путь был освящён полной покорностью воле Божией.
Она со смирением приняла от архангела Гавриила благую весть (се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38)), родила Богомладенца в убогой пещере, растила Его. Её сердце разрывалось, когда Её Сына бичевали и распинали. Вместе с апостолами Она радовалась Его воскресению, а после Вознесения проповедовала Его учение.
Вся Её жизнь была наполнена Богом. Поэтому монахи действительно почитают Её как Свою — плоть от плоти, кровь от крови — и обращаются к Ней в молитвах. Причём обращаются с огромной любовью, зная, что Богородица всегда придёт на помощь. Что Она не только является образцом или примером для подражания, о котором остались предания древности, и чью память мы чтим в дни больших церковных праздников. Нет, Матерь Божия всегда здесь, рядом с нами.
Эта непоколебимая уверенность проявляется и видимым образом — в особом почитании Её чудотворных икон.
Если одолевают помыслы неверия
Иверская икона приплыла к монастырю по морю. «Скоропослушницу» Борогодица Сама так нарекла. «Троеручица» получила своё название после того, как у Иоанна Дамаскина приросла рука, отсечённая за проповедь в защиту иконопочитания. «Отрада и утешение» уберегла монастырь от разбойников…
Если мы веруем написанному в Евангелии — что Дева стала Матерью, что смердящий покойник в пеленах вышел из могилы и жил после этого ещё долго, что Распятый провёл три дня во гробе и воскрес, а затем вознёсся на небеса, — то почему допускаем сомнения в том, что и сейчас могут происходить не менее чудесные события?
«Бог идеже хощет, побеждается естества чин», — говорится в одном из песнопений, посвящённых Богородице. «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая», — поёт Церковь на праздник Успения. То есть когда Господь хочет, изменяется естественное течение событий и происходят совершенно невероятные вещи.
Мы тоже, если посмотрим на свою жизнь во Христе, сможем привести подобные примеры. Возможно, не настолько яркие, не такие материально осязаемые, но ведь были случаи, когда после нашей молитвы действительно «побеждались естества уставы», менялся привычный ход вещей. Каждый может вспомнить пусть маленькое, но чудо, произошедшее лично с ним.
Матерь Божия и сегодня изливает на нас Свою милость. Покойный Блаженнейший Митрополит Владимир говорил: «К пустому колодцу люди не идут». Если бы чудотворения не продолжались до сих пор, почитание икон, возможно, угасло бы, а сами они хранились бы где-то в музейных экспозициях.
Тем более на Афоне, где, как известно, одной из главных добродетелей считается трезвение, то есть трезвое, спокойное, внимательное отношение к жизни. Монахов вообще сложно назвать людьми эмоциональными или экзальтированными. И безо всяких эмоций у них присутствует твёрдая спокойная вера в то, что те или иные чудесные события происходили на самом деле.
Ведь каждый случай зафиксирован в летописях в хронологическом порядке. Афон как монашеская республика существует не так давно — общежительные монастыри появились здесь всего тысячу лет назад. В то время события уже чётко документировались, ни о каком подлоге не могло быть и речи. Те или иные чудеса случались с конкретными людьми при большом количестве свидетелей, и просто на ровном месте какое-то предание не могло появиться. Если в монастыре происходило чудо, сообщение об этом заносили в летописные хроники. Конечно, со временем при переписывании могли добавляться подробности, но историческая канва оставалась неизменной.
Что делать, если одолевают помыслы неверия? Главное — не превратиться в циника. Да, бывают такие состояния, как в Евангелии описывается: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Цинику же ничего уже не поможет. У таких людей, цитируя Сталкера из одноимённого фильма, «орган, которым верят, атрофировался». Если веры нет, её в виде чипа не вставишь. Самыми витиеватыми словами ничего не докажешь.
Если же у человека верующего возникают сомнения, то подкрадываются они, как правило, с двух сторон.
В первом случае наше маловерие, как правило, проистекает от малознания. От того, что мы не погружались глубоко в предмет и рассуждаем о нём поверхностно. Это как человеку, не изучавшему физику, рассказать об электрическом токе. Он тоже рассмеётся: какие там электроны, как они по проволоке передвигаются, что за чепуха такая? И хотя мы электроны не видим и руками их пощупать не можем, это не значит, что электричества не существует.
Так и здесь. Если речь идёт о евангельских событиях, то им посвящена целая наука — библейская археология. Множество учёных со всего мира проводили исследования и в археологических раскопках, либо же в письменных источниках находили подтверждение описанному в Библии. Говоря о чудотворных иконах, монахи ведь тоже не просто пересказывают то, что от кого-то услышали. В наше время чудотворные фрески и иконы реставрируются, изучаются. Специалисты публикуют свои выводы. Вера подкрепляется в том числе и знанием.
С другой стороны, в сомнениях может присутствовать и духовная составляющая. Много написано о борьбе с помыслами, среди которых святые отцы выделяют особую группу — хульные. Это мысли против Христа и Богородицы, против сáмого святого, что у нас есть, и внушаются они непосредственно дьяволом. Если помыслы горделивые, сребролюбивые, блудные и так далее являются производными нашего разума, знаний, эмоций и зависят от степени нашей греховности, то хульные нам абсолютно не принадлежат. Это, можно сказать, чип, который дьявол пытается вставить в наш компьютер. Совершенно чужое программное обеспечение, никакого отношения к нам не имеющее.
И воспринимать их следует соответственно. Во-первых, понимать, что они от дьявола. А во-вторых, сразу от них дистанцироваться и просить Господа о помощи: «Это не моё, отними это от меня!» Ведь стоит даже только начать скорбеть, что нам приходят такие мысли, как дьявол уже достигает своей цели. Не говорю уже о принятии их всерьёз. Относиться к ним надо как к чужой флешке, которую нужно просто выдернуть из головы, выбросить и забыть.
А помнить следует только о том, что чудеса происходят до сих пор. Люди и сейчас приходят к чудотворным иконам Божией Матери, просят о помощи и, самое главное, получают её.
Чему мы можем научиться у Богородицы
Другое дело — как мы просим. На Афоне я много раз наблюдал, насколько трогательно, совершенно по-детски проявляют свою любовь к Богородице суровые монахи. И не только в молитвословиях. Они украшают иконы резными киотами, драгоценными ризами, зажигают множество лампад. Мы привыкли, что украшением икон у нас занимаются сугубо женщины, а на Святой Горе убелённые сединами старцы собирают цветы, составляют букеты — возможно, не особо искусные, но надо видеть, с какой любовью они это делают!
Например, в монастыре Дохиар вся жизнь сосредоточена вокруг чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница». С неё начинается утро, и ею заканчивается день. Всегда имя Пречистой на устах у братии. Трогательно, как они каждый день после литургии наизусть поют канон Богородице. Причём поют все — и кто умеет, и кто не умеет. Единодушно и с большим воодушевлением.
Когда к игумену Дохиара, ныне покойному старцу Григорию, приходили люди с какими-то проблемами, он как мог их утешал, а затем всегда направлял к «Скоропослушнице» в полной уверенности, что Богородица поможет. Он так и говорил: «Только вы Ей громко кричите, потому что Она очень старенькая…» «Громко кричите» — не в смысле «орите что есть мочи», а молитесь от всего сердца, всей душой, насколько можете веровать. Так, как зовёт человек на краю гибели, из последних сил.
Интересно, что при этом старец обязательно рассказывал о каком-нибудь совсем «свежем» чуде от иконы, ведь ему постоянно звонили и писали, сообщая о том, что произошло по молитвам у «Скоропослушницы». И его рассказы вдохновляли, потому что если мы видим, что молитва одного человека была услышана, то и сами получаем дополнительную мотивацию так же сильно просить Богородицу о помощи.
Для меня, пожалуй, самым удивительным остаётся чудо от иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». Во времена, когда афонские монастыри подвергались набегам пиратов, разбойники решили напасть и на Ватопедскую обитель. Ночью они притаились у стен, дожидаясь, когда будут открыты монастырские ворота. По ватопедской традиции, ключи от ворот хранились у игумена, который каждый день перед началом службы передавал их привратнику.
Утром придя на место встречи с привратником, который где-то задержался, — а происходило это на паперти соборного храма перед фреской с изображением Богородицы, — игумен вдруг увидел, что лик Пречистой на фреске изменился. Божия Матерь повернулась к нему и повелела не открывать ворота, потому что разбойники хотят напасть на монастырь. И дальше старец с ужасом наблюдал, как Богомладенец стал закрывать Своей рукой уста Пречистой Матери со словами: «Монахи живут нерадиво, поэтому достойны смерти». Но Богородица отвела руку Спасителя и ещё раз повторила предупреждение.
Ворота, конечно же, не открыли, а когда рассвело, братия увидела, что под стенами действительно притаились разбойники. Обитель была спасена.
Удивительнее всего то, что на фреске изображение осталось в изменённом виде. Сейчас на том месте новая икона, на которой Богородица написана так, как было до этого чуда. А изменившуюся фреску демонтировали и перенесли в специально построенный для неё храм, где она находится и поныне.
Думаю, этот образ Божией Матери близок каждому человеку, который стремится иметь о себе смиренное понятие. Ведь что такое смирение? Прежде всего — трезвое понимание, чтó на самом деле ты из себя представляешь. Понимание степени своей греховности, удалённости от Бога. Но самое главное — осознание, что без помощи Божией ты изменить себя не можешь. Только Господь силен сделать тебя лучше.
И как проявлением любви ко Христу становится следование Его заповедям, так и проявлением нашей любви к Богородице будет подражание Её жизни. Как мы можем подражать Богородице? В первую очередь, смирением, способностью слышать слово Божие и жить по-Божьему. Евангелие дословно переводится как «Благая весть». И эта весть обращена ко всем нам. Человече, перестань жить по-земному, живи горним! Стремись ко Господу, исполняй Его заповеди, твори Его волю. Люби своего Творца, люби ближнего. Люби горячо, люби жертвенной любовью. Не будь холодным.
Если стремиться иметь о себе смиренное понятие и всем сердцем трудиться для Господа — молиться, творить добрые дела, исполнять заповеди, — Господь по Своей благодати и по молитвам Его Пречистой Матери обязательно поможет, восполнит то, чего нам не хватает в духовной жизни, чтобы мы были, по слову Христа, совершенными, как совершен Отец наш Небесный.
Источник: православный журнал для молодёжи «ОТРОК.ua» (№5/2020)