Как человек становится святым? Как это происходит, почему? Часто в житиях святых мы встречаем почти сказочное начало – с детства будущий святой не любил детские игры, а любил бывать в храме, слушать Священное Писание, подражал подвижникам, постился, кормил и помогал убогим и т.д.
Скажете, это такое средневеково-житийное «литературное» клише? По форме, может, и так, а по содержанию совсем не клише, а очень даже правда – есть на свете дети, ведущие себя не по-детски. Просто мы не привыкли, что ребенок может быть одарен не только выдающимся голосом или музыкальным слухом, математическими или спортивными способностями, он может быть одарен духовно. И этот дар зовет его не играть со сверстниками, а разбирать слова священных текстов.
И как любой дар, он изумляет, он отрывает от обыденности не только его обладателя, но и всех, кто столкнулся с ним. Именно поэтому чуть не каждая страна мира купила шоу «Голос-дети» – выходит такой «муравей» лет семи, открывает рот – и все, весь зал немеет, восторгается и плачет от тех удивительных звуков, которые он издает.
Он изумлял даже свою мать, когда начал проявлять свой дар.
Вот такой дар духовный получил Феодосий – святой преподобный игумен Киево-Печерский. Он изумлял даже свою мать, когда начал проявлять этот дар – просил учить его грамоте и делал успехи, она удивлялась и радовалась. Но когда сын княжеского домоправителя стал ходить в рубище, пахать со смердами, собственноручно печь просфоры и днями не выходить из храма – тут ее радость закончилась, и начались для Феодосия испытания.
Дальше житие святого из «сказочного» превращается в драматическое со всеми подробностями – как мать-христианка пыталась отбить сына от подвижничества. Именно отбить – потому что реально била его и, связав, приводила домой, когда он пытался уйти с паломниками в Святую Землю или соседний город и там служить при храме.
Мало получить от Бога дар – мы называем гением того, кто этот дар совершенствует, трудится над ним и делится им с людьми.
В этом житии, в жизни преподобного есть самые «низкие» детали – как и сколько раз мать била его.
Именно таким гением духовным и тружеником был святой Феодосий. Он так велик, что даже великий Нестор Летописец нет-нет да и воскликнет «как мне невежде… описать житие богоносного отца нашего»!
В этом житии, в жизни преподобного есть самые «низкие» детали – как и сколько раз мать била его. Они описаны так подробно, потому что рассказаны ею самой келарю Феодору, жившему в монастыре при святом игумене Феодосии, и с его слов записаны Нестором.
И есть в житии прямо фантастические эпизоды – с парящей в воздухе церковью, когда братия с игуменом вошли в храм молиться, а воры, планируя ограбить церковь, поджидали их, чтобы перебить монахов. Но едва двери за братьями затворились, церковь оторвалась от земли и взлетела к облакам, не дав ворам совершить преступление. Сами монахи не догадывались о том, что случилось, а множество людей, бывших тому свидетелями, и сами раскаявшиеся воры рассказали им об этом чуде.
Сказано же в Евангелии: «не заботьтесь о том, что есть» – ну и не заботьтесь.
Есть там примеры удивительной, почти детской веры святого Феодосия. Сказано же в Евангелии: «не заботьтесь о том, что есть» – ну и не заботьтесь. Приходит к игумену келарь и говорит: «не будет что есть братии завтра». А Феодосий ему: «подожди немного и молись». А келарь, хоть и верующий, а все-таки не понимает – где ж оно возьмется, когда нечего есть и денег нет купить. А Феодосий опять: «подожди немного». А потом приходит ангел и приносит золотую монету. Потому что такая вера стоит всего золота мира.
Никогда братия не терпит нужды и крайнего голода. Матерь Божия заботиться о своих детях, и игумен Феодосий подражает Ей в этом. Надо помочь носить воду – носит, надо колоть дрова – колет, не перекладывая на других то, что в эту минуту может сделать сам.
Удивительно насыщенное событиями, чудесами и трудами житие описано Нестором со всей любовью к святому Феодосию.
Возможно, вам покажется удивительным, но преподобный Феодосий был одним из первых книжников Древней Руси.
Но до нас дошло не только житие святого, но и его послания, в которых так свежо и тепло звучит его голос.
Возможно, вам покажется удивительным, но преподобный Феодосий был одним из первых книжников Древней Руси. Только два писателя опередили его – это Новгородский епископ Лука (с 1035г.) и Иларион, Митрополит Киевский (с 1051 г.).
До нас дошли Поучения преподобного и его Послания.
Заботясь о братии, он не оставлял их без наставлений: «Часто я обличаю других ради их искушения, но не останетесь без святых даров. И что мне делать, не ведаю, убогому! Если стану молчать из-за вашего ропота, угождая вам по вашей слабости, то камни возопят».
Поучение о терпении и о любви; Поучение о терпении и милостыни; Поучение о терпении и о смирении; Поучение о хождении к церкви и о молитве; Поучение (слово) к братии о душевной пользе; Поучение к келарю – вот названия некоторых текстов, исследованных И. П. Ереминым.
Обращаясь к монастырской братии, он неизменно называет их «возлюбенные», а себя «нерадивым, ленивым, грешным», говоря с ними, как служащий им.
Преподобный обращался не только к своим чадам в стенах Печерского монастыря, но и к власть имущим: Послание к князю Изяславу Ярославичу «о неделе»; Послание к князю Изяславу Ярославичу «о вере латинской».
Причем обращаясь к монастырской братии, он неизменно называет их «возлюбенные», а себя «нерадивым, ленивым, грешным», говоря с ними, как служащий им.
Обращаясь же к князю Изяславу, он говорит, как строгий наставник, как старший – «послушай, чадо». Объясняет князю такой простой, казалось бы, вопрос – что такое неделя и воскресенье, есть ли мясо в среду и пятницу. Знакомые сегодня каждому воцерковленному человеку вопросы новоначальных. А князь, собственно, таким и был. Слава Богу, что, нуждаясь в духовной помощи и совете, он приходил за ними к святому человеку.
Защищаться от иноверцев, если те нападают, но не отказывать им в помощи в случае нужды.
Преподобный Феодосий имел смелость и мудрость обличать князя – в «Послании о вере латинской» он поясняет ему различия в вере католической и православной, учит хвалить свою веру, не ругать чужую, но и не восхвалять ее, чтобы не быть неверным своей. Защищаться от иноверцев, если те нападают, но не отказывать им в помощи в случае нужды.
Посмотрев в текст Послания, вы не увидите нигде упрека князю, а ведь по сути – князь Изяслав, спасаясь от братьев, выгнавших его из Киева и с отцовского престола, бежав в Польшу, для того, чтобы возвратиться и отвоевать Киев, взял в помощь польские войска. И, вернув себе отцовский трон, наградил и оставил на Руси множество католиков, которые стали по праву победителей притеснять православных. Святой Феодосий спокойно и дипломатично помогает князю разобраться, где свои, а где чужие, и кого надо бы защищать.
Мы называем гением того, кто имеет дар Божий и, трудясь, доводит его до совершенства, радуя и служа этим даром людям.
Феодосий – дарованный Богом – такое значение имеет это имя. Преподобный Феодосий был щедро одарен и разумом, и сердцем, и верой, и усердием, и со всех этих даров, стожильно потрудившись, он принес стократные плоды. Скоро почти тысяча лет, как мы пользуемся ими – а они все не иссякают и не меркнут, утешают, радуют, исцеляют.
Каждому приходящему в мир Бог дает дар – потрудитесь найти свой, огранить и послужить людям.
Надежда Кошман