ГДЕ ЖЕ НАШИ ПЛОДЫ ДУХА?

Закончился, по сути, перед Лазаревой субботой Великий пост. Те дары, которые мы могли принести Богу в виде своего исправления, по мере нашей возможности приносили; как кто успел, знает, конечно, один Бог, но и наша совесть, которая есть голос Бога в нас. И наступают дни, когда святая Церковь уже призывает через богослужения как бы припасть к стопам Спасителя, быть рядом, сопереживать, сочувствовать, обращать внимание на детали.

 

Первые три дня этой седмицы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров, пока кладутся еще поклоны с молитвой Ефрема Сирина, у нас как бы есть еще небольшое время прийти в себя, собраться – еще более собраться, если мы не успели сделать это за 40 дней Великого поста.

Богослужения Страстной седмицы насыщенны, они очень эмоциональны, они значимы. Наверное, это самая насыщенная неделя богослужебного года; и порой все, что в течение нее читается из Священного Писания, поется в песнопениях, представлено в образах, может быть, даже и невозможно вместить, невозможно так сохранить внимание, чтобы все понять и до всего дойти. Но одновременно богослужения Страстной седмицы очень наглядны: это последние поклоны с молитвой Ефрема Сирина в среду; это причащение Святых Христовых Таин в день, когда это Таинство было установлено Господом; это предстояние перед Крестом, это хождение за Плащаницей, и даже торжественная служба Великой субботы – все очень и очень наглядно и очень о многом говорит.

Каждый день этой недели особенный. В каждый день Церковь предлагает поразмышлять над примерами из Священного Писания, над притчами, над словами Спасителя.

И сегодняшний день посвящен таким евангельским отрывкам. Например, об Иосифе, которого Церковь называет Прекрасным, не просто Иосиф патриарх, не просто Иосиф, сын Иакова, а Иосиф Прекрасный – настолько, действительно, глубоко прекрасна и история его жизни, и глубоко прекрасен в своей вере и надеянии на Бога этот человек. Иногда даже историю о Прекрасном Иосифе называют как бы такой «шпаргалкой» для Страстной седмицы. И действительно, история Иосифа повторяет историю Христа, вернее – пророчествует об Иисусе Христе. Это любовь отца; это зависть и предательство тех, кто его окружал; это дыхание смерти, когда он находился в течение трех дней во рву, а точнее – на дне иссохшего пустынного колодца; это стойкость в искушениях, которые он прошел; это его возвеличение и спасение своего народа. Иосифа называют спасителем, Иосифа называют пшеницедателем, и как он спас своих братьев и свой народ от голода, а по сути – от смерти, через то, что дал им пшеницу, – так и Христос является Спасителем мира и дает нам уже не только пшеницу, а дает нам Себя в Причастие – в приобщение Своих Тела и Крови.

История Иосифа Прекрасного пророчествует об Иисусе Христе

Евангельская история об иссохшей смоковнице может показаться на первый взгляд противоречивой. Христос, Который благословлял, исцелял, воскрешал, здесь губит растение, которое, казалось бы, неповинно. Растение, у которого Он не находит плода, хотя даже Евангелие подсказывает нам, что еще не пришло время собирания плодов. Но есть один момент: смоковница, или инжир, плодоносит три раза в году, и по ветхозаветному закону, как написано во Второзаконии, не надо собирать весь урожай, но оставлять какую-то часть для тех, кто нуждается: для вдов, для бедных людей. Иногда на смоковнице могут оставаться старые плоды, иногда недозревшие новые, но так или иначе на ней плоды бывают, а вот здесь их не было совсем. И Господь проклинает ее. Ученики Его видят, как быстро это проклятие сбывается: смоковница засыхает. Странно, да? Но святые отцы разрешают наши вопросы.

Во-первых, Господь во время Своего первого пришествия пришел не для того, чтобы судить, а для того, чтобы спасти, но приближается время Его отхода, а соответственно, и время Второго пришествия, когда Он уже придет на суд, и, чтобы не показать на человеке, Он показывает Свой суд на бездушном дереве.

Второе, по мысли святых отцов, объяснение этому идет из первых глав книги Бытия Священного Писания, когда после грехопадения Адам и Ева увидели свою наготу и оделись опоясыванием именно смоковными листьями. И здесь Господь показывает, что, когда был закрыт рай, они потеряли рай через преслушание, а теперь эти причины уходят и человек может вернуться в рай – двери рая вот-вот будут открыты.

Святой Иоанн Кронштадтский в проповеди в Великий понедельник задается вопросом: «А кто эта иссохшая смоковница?» – и отвечает: «Я и вы, братья и сестры». И действительно, какие плоды мы надеемся у себя увидеть? Священное Писание в Послании апостола Павла к Галатам говорит: Что есть плоды духа? Любовь, радость, мир, долготерпение… милосердие, вера (Гал. 5: 22).  Есть ли у нас любовь? Обратимся опять к апостолу Павлу, к его определению любви – знаменитейшему его высказыванию в Послании к Коринфянам, которое так часто цитируют не только в церкви, но и на свадьбах.

Святой Иоанн Кронштадтский задается вопросом: «Кто эта иссохшая смоковница?» – и отвечает: «Я и вы, братья и сестры»

Любовь. Если мы не долготерпим, если мы завидуем, если мы ищем своего, гордимся, раздражаемся, то, значит, любви у нас нет. Радость. Радостью мы не бываем обделены, но какая радость от того, что вчера был Вход Господень в Иерусалим и те, кто строго постился, смогли покушать рыбу? Это, безусловно, радость, но все же больше радость телесная. А настоящей духовной радости в нас бывает мало. Когда мы радуемся возможности ходить в храм? Когда мы радуемся молитве, а не ропщем, как бывает порой, из-за того, что ее много и нам нужно выполнять какое-то правило?

Мир. Мир воцаряется в человеке тогда, когда он в согласии с Богом, с совестью и с другими людьми. 10 заповедей – декалог – как раз посвящены этим отношениям с Богом и с человеком. Но ведь часто мира нет. Нет мира в семьях, нет мира в коллективах, нет мира между друзьями и знакомыми. Долготерпение. Наверное, долготерпение бывает лишь тогда, когда у нас есть какие-то рамки, когда у нас нет другого выбора. Но долготерпение – это не то, что мы долго терпим, а то, что мы это долготерпение принимаем и видим от него какую-то пользу. А обычно бывает так: терпим по необходимости, но внутри нас ропот, недовольство, раздражение.

Милосердие – да, у нас бывает. Милосердие достаточно легко проявить, потому что в милосердии человек, оказывающий это милосердие, становится как бы выше того, кому он это милосердие оказывает. И здесь подвох – тщеславие, которое может забрать все плоды милосердия.

Вера. Часто на исповеди приходится слышать, что не может человек потерпеть болезнь, какое-то искушение в семье или на работе, какие-то другие обстоятельства жизни. А разве не маловерие за этим кроется? Если мы верим в Бога, то мы верим, что все от Бога, и мы верим, что Господь через испытания может сделать нас лучше. А если у нас ропот и уныние, рождающееся от неприятия этого, то тоже веры не хватает.

Но как тогда нам быть? Зачем тогда все? Зачем мы ходим в храм? Зачем мы исповедуемся? Зачем мы причащаемся? Если разобраться, то у нас нет этих плодов. Наверное, здесь в пример можно привести тот, который будет упоминаться также на этой неделе: пример блудницы, которая упала к ногам Спасителя, плакала и отирала Его ноги драгоценным миром. Как говорит в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский, она не просила прощения, она не каялась, она не обещала исправиться, она просто была поражена высотой, святостью, любовью Спасителя, и единственное, что она могла, – припасть к Его ногам.

Дай Бог, братья и сестры, нам в жизни – конечно, во всей, но особенно, может быть, на этой неделе, – понимая, чтодля нас делает Господь, вот так припасть к Его ногам в надежде на прощение.

А еще удостоверение того, что мы на правильном пути, того, что мы все-таки стараемся по мере возможностей, – это те же самые слова, которые звучат сейчас в храме: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения. Ей, Господи, гряди». Аминь.

Игумен Павел (Полуков)