К ЧЕМУ ПРИЗЫВАЕТ НАС ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ?

Нам, современным людям, с нашей постоянной «гонкой вооружений», добыванием материальных средств и страстными движениями по реализации собственных амбиций, воспитанным на кинематографе, довольно трудно понять православную иконографию.

С чем это связано? Вспомним высказывание героини знаменитого советского фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: хочу монтаж. Наш современник живет в состоянии постоянного монтажа, часто не чувствуя динамики жизни, ее неспешного, неторопливого дыхания.

Ускоряемся мы, наше внутреннее время. Вместо того чтобы прислушаться к дыханию жизни, к пульсу вечности, вместо того чтобы искать таинственные впадинки и выпуклости вселенной, мы страстно ставим перед собой конъюнктурные, меркантильные цели, а потом гребем изо всех сил, чтобы достичь этих целей, не видя и не замечая жизни, текущей мимо нас, мимо наших лабиринтов психических. И часто мы оставляем за собой «руины да трупы». Как писал Бродский в стихотворении «Письма римскому другу»: «Мы, оглядываясь, видим лишь руины». Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Точно так же и с православной иконографией. Например, взять икону преподобного Сергия Радонежского. Мы видим великого подвижника Руси, который стоит в золотом теплом сиянии, символизирующем нетварный

Божественный свет уже как результат, как венец пути, пройденного человеком. Но понимаем ли мы динамику этого пути реального живого человека, жившего в четырнадцатом столетии?!

Лес с волками и медведями. Суровый климат. Бесовские искушения, одиночество. Недоедание. Брат не выдержал, ушел. Он не предал Христа – просто ушел в общежительный монастырь.

Преподобный Сергий остался. Какие скорби он там переживал в этой чащобе? Один Бог ведает. Но Царствие Божие нудится. Восхищается трудом. И спустя несколько столетий – прекрасная златоглавая Троице-Сергиева Лавра. И ученики – основатели монастырей по всей Руси – как птицы, выпорхнувшие из Сергиева гнезда.

Каждому из нас на своей ниве также предстоит Сергиевский труд по совершенствованию своей души как обители Святого Духа. Нужно работать, благоустраивать дом и семью. Но на внутреннем, духовном небосклоне надо всегда иметь абрис этой дивной Лавры, этой царственной Божественной палаты, которая нами с Божьей помощью начинается здесь, а заканчивается в Царствии Небесном.

Нужно только трудиться, не лениться…

Дощечку за дощечкой. Камешек за камешком. Молитву за молитвой. Доброе дело, замешанное на любви, за добрым делом… Все выше и выше куполом златоглавым в небеса…

Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас!

иерей Андрей Чиженко

 

источник http://pravlife.org/content/k-chemu-prizyvaet-nas-prepodobnyy-sergiy-radonezhskiy