Мы не так много знаем о Боге. Да, за время, которое охватывает история Церкви, сформировались целые школы и направления богословской мысли, написаны тысячи книг, накоплен очень разнообразный опыт духовной жизни. Однако до сих пор мы скорее можем сказать, чем Бог не является, чем Кто он есть. Этим занимается так называемое апофатическое (от греч. ἀποφατικός — отрицательный) богословие — метод, который описывает Бога в отрицательных категориях, с помощью частиц «не» или «без». Бог неизменяем, неизмерим, непостижим, невидим, безначален, бесконечен и т. д. Однако некоторые свойства Божии нам известны из Божественного Откровения, заключенного в Священном Писании, то есть из того, что Бог Сам открыл людям о Себе. К таким, положительным, свойствам Божьим — их называют катафатическими (от греч. καταφατικός — утверждающий) — относятся всемогущество, премудрость, всеблажество, святость и др. Одно из них, самое, наверно, благое, возвышенное и таинственное, — это любовь. Евангелист Иоанн в своем послании именно так и характеризует Бога: Бог есть любовь (1 Ин 4:8, 16). А святитель Григорий Богослов пишет: «Если бы у нас кто спросил: что мы чествуем и чему поклоняемся? — ответ готов: мы чтим любовь... и наименование сие благоугоднее Богу всякого другого имени».
Из этого следует, что любовь Божия, будучи свойством Бога, имеет абсолютное измерение и распространяется на все творение, в том числе и на бесов, бывших некогда светлыми ангелами, но возгордившихся и по своей воле отпавших от Господа. Другое дело, что бесы сами эту любовь отвергают. Как отмечает преподобный Иоанн Дамаскин, «Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага — ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим». Эта глубокая мысль преподобного Иоанна относится не только к диаволу, но и к другим мыслящим творениям Божьим — людям. Каждый из нас способен воспринять любовь Божию, если захочет. А захотеть в данном случае означает изменить свою жизнь, преобразить себя, свой внутренний мир настолько, что любовь Божия станет для нас естественной средой обитания. Это изменение в христианстве называется покаянием, а блаженное состояние пребывания в божественной любви — святостью. И в этой связи вопрос должен не в том, любит ли Бог бесов, а в том, способны ли бесы ответить на любовь Божию к ним, возможно ли для них покаяние. И ответ тут отрицательный.
Бесы однажды сделали свой выбор и, по мысли святых отцов, у них в отличие от людей нет пути обратно. «Должно же знать, — рассуждает упомянутый выше Иоанн Дамаскин, — что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них невозможно покаяние, подобно тому как и для людей оно невозможно после смерти». Причина этого кроется в духовной природе бесов. «Диавол неспособен к покаянию потому, что бестелесен», — пишет Иоанн Дамаскин. Бесы, как и ангелы, лишены тела, они цельные духовные существа, всецело отдающие себя однонаправленному движению к чему-то. Выбор бесов стал окончательным определением их воли, их желанием, чистым влечением ко злу. Изменив своему предназначению, выступив против Бога, они по своей природе не могут изменить движение от Него и только еще больше утверждаются в злобе, гордыне и ненависти.
Священник Евгений Мурзин