НА ВСЕ ВОПРОСЫ ИЩИТЕ ОТВЕТЫ В ЕВАНГЕЛИИ

Великим постом 2020 года перед Страстной седмицей храмы закрылись. Литургия служилась, но без прихожан. И до сих пор мир переживает пандемию. В церковной среде не утихают споры, как правильно нужно себя вести в предлагаемых временем обстоятельствах: можно ли причащаться из одной Чаши всем приходом или лучше дождаться окончания поветрия, а может, нужно использовать одноразовые лжицы? Много споров о вакцинации, этической стороне проблемы. В рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря на очень острые темы рассуждает настоятель храма в честь мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.

Многие духоносные люди, святые отцы, считают, что ответы в Евангелии есть на любой вопрос. И если мы не находим эти ответы, то это наша проблема и наша внутренняя слепота. Поэтому надо пойти по самому простому пути.

На людей спустилось такое испытание – болезнь. Она привнесла очень много страхов, метафизических и реальных опасений о своем здоровье и здоровье своих близких. А в Евангелии есть ли что-то об этом? Если мы поставим этот вопрос, то выясним, что более сорока исцелений описывается в Евангелии, в том числе исцеление прокаженных. Никакой коронавирус даже близко не стоит с той заразой, которая есть у прокаженных.

Если мы внимательно посмотрим, то мы увидим несколько вещей. Первое – Христос не боялся никакой заразы. И Он не оберегал других людей от этой заразы. Исцелял ли Он от этих болезней? Да, исцелял. Как Христос лечит эти болезни? Кто-то дотрагивается до Его мантии и исцеляется. Для кого-то Он совершает брение – берёт пыль, смачивает и кладет на глаза. Третьим – накладывает руки. А у некоторых приходят родственники и просят исцелить их родных, и Христос вообще ни до кого не дотрагивается, а просто по молитве исцеляет.

Христос не боялся никакой заразы и не оберегал других людей от нее

Каков урок нам от этих евангельских чтений? Если мы хотим исцеления, преодоления болезни, то надо обратиться к Христу.

Я выступаю с точки зрения человека вакцинированного. Вместе с другими священнослужителями и вместе с патриархом Кириллом я сделал прививку от коронавирусной инфекции.

Кровожадность есть с обеих сторон, но больше – со стороны моих собратьев, которые вакцинировались. Поэтому я как священнослужитель отстаиваю право других людей иметь другой взгляд. Потому что нет никаких оснований для того, чтобы стопроцентно утверждать правоту какой-либо стороны. Людей запутали, на вопросы отвечают не специалисты, а бюрократы, начальники. Доверия у людей нет.

Пандемия очень остро поставила аксиологические вопросы о ценности многих вещей. Например, о ценности земной жизни. С одной стороны, наша земная жизнь имеет огромную ценность, потому что время нашей земной жизни – это подготовка ко встрече со Христом. Как писал апостол Павел: «Для меня жизнь – Христос, а – смерть приобретение» (Флп 1: 21). И среди верующих растет тревога о том, что нас как будто бы загоняют в какой-то постпандемический цифровой «концлагерь». Звучит вопрос: «Неужели есть смысл так цепляться за такую жизнь?»

Христианин не должен бояться смерти. Все эти страхи имеют греховное основание. И подобного рода болезни и события, которые переживают наши цивилизации, наш мир и наша страна, должны быть определенным уроком. Мы должны проверить, сдадим мы этот экзамен или нет. И я вижу, что у нас у всех не очень хорошо получается. Этот урок мы не уяснили, и экзамен мы на «пятерку» сдать не можем. Это один из тех результатов, которые я вижу. Я повторю, что в первую очередь к самому себе этот упрек ставлю. Никакой я не пример для подражания. Мы живем в этой системе страхов.

Что касается предчувствия конца света, то это действительно так. Просто это, возможно, будет растянуто на какие-то десятилетия, а может быть, даже на несколько столетий. Но ощущение накапливания всех признаков конца света, конечно, есть. С другой стороны, я призываю всех – самого себя, моих коллег, сослужителей – проявлять больше историзма в мышлении. Честно говоря, в нашей истории уже тоже было всякое. Гонения на христиан двадцатого века – это было похуже сегрегации и тех событий, которые мы ожидаем. Это не только в России, это также было и во времена Французской революции. Сравнительно недавно были гонения в Испании. Просто мы мало об этом знаем.

Мы вообще исторически абсолютно невежественные и необразованные. У нас уже было много примеров, на которые мы могли бы оглянуться и посмотреть, что делали наши соплеменники, наши собратья по вере. Посмотреть, что происходило с ними, как это происходило. И эпидемии были похуже. И бунты были против ограничений. Всё это в истории было у нас в России.

У моей матушки, писательницы Олеси Николаевой, есть рассказ. Это история про эпидемию гриппа, и мы знаем ее из первых уст. Уполномоченный вызвал в советские времена священника и сказал, что в церкви травят людей. У этого батюшки было восемь детей. Это был такой дородный мужчина тучный, с красным лицом, эдакий богатырь. И уполномоченный запретил причащение из-за эпидемии, мол, все заражаются через Чашу. А священник ему отвечает: «Посмотри на меня. После того как все причащаются, я потребляю Чашу. И то, что есть в этой Чаше, меня оберегает от всех болезней». В этом рассказе есть продолжение. Этот уполномоченный, когда умирал, пришел тайно ночью к священнику за помощью. Этой реальной историей я могу ответить на вопрос о возможности заразиться, причащаясь из одной Чаши всем приходом…

Конечно, мы окунаем лжицу в спирт или протираем каким-то раствором, чтобы как раз вот этих маловерных не соблазнить. Люди доведены до такого страха! Самое главное, что очень часто мы многие вещи делаем, чтобы не породить некий соблазн. Иногда священник или верующий человек лучше промолчит, чем введет в соблазн другого человека. Потому что не каждый человек готов принять правду и даже истину, его нужно подготовить. Нельзя налить ведро воды в сосуд, который имеет объем наперстка. Священник точно знает про какого-то человека, которому не всё можно сказать. Это не означает врать, врать никогда нельзя, но иногда лучше промолчать, чтобы не соблазнить человека. Любой пастырь может рассказать сотни историй об этом.

Не каждый человек готов принять правду и даже истину, его нужно подготовить

Но и в семейной, и в простой обыденной жизни мы знаем, что есть люди, которым можно сказать всю правду-матку. А есть те, которым лучше пока не говорить, потому что мы наверняка знаем, что это соблазнит человека, это рассорит, это вызовет гнев. Раньше, например, было такое качество, по которому ценился человек и которое сейчас напрочь утрачено. Про такого человека говорили, что он милосердный, добрый и предупредительный. Предупредительность – это как раз то, о чем я говорю. Когда человек знает, что он своим смешком, хохотом, гневом, правдой-маткой может соблазнить другого человека, отвергнуть его, рассориться, нарушить какое-то единение. Потому что во мне, может быть, и любви так мало, что я не могу с такой любовью сказать о чужом недостатке, чтобы человек не обиделся. А если я просто скажу, то человек обидится, потому что он не подготовлен. Предупредительный человек всегда точно знает эту меру.

Нужно держаться за то, что нас не может разделить, а уже всё остальное приложится.

Когда священника рукополагают, архиерей дает дискос со Святым Телом. И он стоит у Святая святых над престолом и держит в своих руках Тело Христово, а архиерей говорит: «Прими залог сей и сохрани его цел и невредим до последнего твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во второе и страшное пришествие великого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Вот и нам нужно в самом главном не разделиться. Священник должен об этом думать в первую очередь.

Некоторые люди считают, что позиция многих священников, архиереев относительно коронавируса продиктована их зависимостью от власти. Я же придерживаюсь такой позиции: быть государственниками, защищать это государство и молиться за него мы должны. Потому что это государство, пусть монархия и была удерживающей от расползания, от распада, от атомизации. Они во времена анархии уничтожают народ не только физически, но и духовно. Государство в метафизическом плане именно удерживает от этого расползания.

И несмотря на всякие претензии к государству, я всегда буду его защитником. Всегда буду молиться за это государство. Буду защищать, как духовный воин. Государство – это единственное, что может нас спасти от смут, которые есть. Меру нашей лояльности к государству каждый для себя определяет по-своему. У меня, возможно, она больше, чем у кого-то. Я считаю, что молитва и ектения о нашем государстве – одно из самых важных прошений. Мы можем по-разному относиться к тем или иным политическим деятелям, но этот вопрос мы должны для себя решить в духе Евангелия и в духе церковного предания.

Молитва и ектения о нашем государстве – одно из самых важных прошений

Как радоваться в наше время? Это очень важный вопрос. Никакого радования нет без благодарения. Если мы научимся не только каяться, но и благодарить, то тогда это будет почва для радования. Если мы разучились благодарности Богу, людям и жизни дарованной и тем дарам, которые мы получили от Господа, то никакой радости не будет.