О ДВУХ ПРИРОДАХ ХРИСТА

Братья и сестры, сегодня я бы хотел поделиться с вами некоторыми размышлениями о событиях, которые мы праздновали в предыдущие недели. Я имею в виду три великих праздника, которые следовали друг за другом – Рождество Христово, затем Обрезание Господне и, наконец, Его Крещение.

Я верю, что существует одна общая тема в этих событиях – они являют нам две природы Христа, Божественную и человеческую. Также они показывают нам Божественный Промысл, Его любовь к людям через Его воплощение.

Во время Рождества Христова воплотилась вторая ипостась Святой Троицы. Бог Сын стал человеком. Как написал евангелист Иоанн: «И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его» (Ин. 1: 14). Слово стало плотью, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати, по словам свт. Афанасия Александрийского.

Бог стал человеком, чтобы человек стал богом по благодати

Этот Младенец был рожден в бедной пещере. Он лежал в яслях, завернутый в пелены, как обычный земной ребенок. Но в то же время Он был Сыном Божиим. В этот день небеса и всё земное соединяются в Его рождении через Пресвятую Богородицу. И в этот момент к пастухам являются ангелы, которые благовествуют им о рождении Эммануила, Спасителя, в мир. Это всё указывает нам на то, что Иисус Христос – Бог и Человек одновременно.

Он был таким же человеком, как и мы, у Него было всё, что и у нас, кроме греха. Наш Бог – не равнодушный «бог». Он неравнодушен к нашей боли, к нашим лишениям и трудностям. Наоборот, Он соединил Себя с нами, взял всё наше, все наши скорби на Себя. Всё, как я сказал, кроме греха. Он – не зритель, не сторонний наблюдатель нашей борьбы и боли, но Он участвует в них вместе с нами.

Он был таким же человеком, как и мы, у Него было всё, что и у нас, кроме греха

Рождество Христово – это история бесконечной любви со стороны Бога к Его людям. Вторая ипостась Святой Троицы воплотилась и пришла в мир, чтобы спасти людей и возвести их к Себе. В этом заключается духовный смысл праздника Рождества.

Через восемь дней мы празднуем Обрезание. Есть много причин, почему это событие тоже отмечается. Оно надежно и окончательно указывает на то, что наш Спаситель действительно имел настоящее человеческое тело. А не что-то похожее на него, как думали позже еретики. И если бы у Него не было человеческого тела, Он бы не мог пройти через земной обряд обрезания.

Также через это Спаситель подводит нас к духовному обрезанию. В Ветхом Завете этот обряд был прототипом, прообразом крещения из Нового Завета. Здесь Христос дал нам большой пример послушания и смирения. Он Сам создал все законы, и Он Сам им подчинился. Он не поставил Себя в такое положение, чтобы избежать земного обрезания, не презрел этого. И святые отцы церкви видели в том, что он прошел через этот обряд, прообраз Его Крещения и дальнейшего распятия из Нового Завета.

И третий большой праздник, который у нас был за последние две недели, – это Святое Крещение.

Святитель Григорий Богослов называет этот день «пресветлым днем светов». В «Слове 40. На святое Крещение» он пишет: «Просвещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершенствование ума, ключ царствия небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Просвещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих… Об этом даре сорадуются небеса; его славословят Ангелы, по сродству светлости; он есть образ небесного блаженства… Со Христом погребаемся через крещение, чтобы с Ним и восстать; с Ним низойдем, чтобы с Ним взойти и на высоту; с Ним взойдем, чтобы и прославиться с Ним!»

В текстах церковных служб существует связь между Рождеством и Крещением Господним. Это можно услышать, если прислушаться к молитвам церковного богослужения на Крещение. В них, в частности, говорится о нашем совершенном Боге и о том, что это событие празднуют вместе с людьми и ангелы.

Сегодня вода преобразуется в крещенскую, и река Иордан разделяется надвое. Она меняет направление течения, когда туда входит Господь. Наш Бог также признал и не презрел того, что Он должен прийти и быть крещеным. Он, создавший небеса и всё земное, смиренно склонил голову перед Иоанном Предтечей ради нас. И будучи крещеным, Он спас человечество от порабощения греху, потому что Он любит человечество. Здесь мы можем видеть две природы Христа, человеческую и Божественную.

Он, создавший небеса и всё земное, смиренно склонил голову перед Иоанном Предтечей ради нас

Мы называем этот праздник «Святое Богоявление», потому что в нем Бог явил Себя в качестве Святой Троицы. Таким образом была явлена трансцендентная Божественная природа: Бог Отец произнес, что в тот момент крещается Его возлюбленный Сын, Сам Сын смиренно стоял, склонив голову, и над Ним появился Святой Дух в виде голубя.

Иисус в этот день пришел из Галилеи к Иордану, чтобы получить крещение. И когда это произошло, он сразу же вышел из воды. Он был полностью безгрешен. У него не было ничего, в чем нужно было каяться.

Святитель Иоанн Златоуст так трактует это событие: «Так как крещение Иоанново было крещением покаяния и приводило людей в сознание грехов, то, чтобы кто не подумал, что и Иисус приходит на Иордан с таким же намерением, в предупреждение этого Иоанн называет Его Агнцем и Искупителем мира от греха. Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, сам уже без сомнения был безгрешен. Потому Иоанн и не сказал: вот безгрешный! Но, что гораздо важнее: "берет (на Себя) грех мира" – чтобы вместе с этим ты уверился и, уверившись, увидел, что он приходит ко крещению с иною какою-то целью» («Беседы на Евангелие от Матфея»).

Пророк Иоанн хотел препятствовать Ему и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3: 14).

Но Господь из Своего смирения и послушания произнес: «Остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду» (Мф. 3: 15). И в этом Он опять дает великий пример послушания и смирения.

Святитель Григорий Палама на это пишет: «Владыка же, повелевая рабу, – "Остави ныне", говорит ему. Прибавил же "ныне", потому что после Крещения Господня, в равной мере все оное место стало духовной купелью; и вместе с Иоанном объемлет и всех прочих, как от источника от Божественного оного Тела, изливающаяся на всех Божия благодать, объемлющая всех достойных и божественным образом просвещающая и искупающая от праотеческого проклятия…»

Братья и сестры, как вы можете видеть, эти три события жизни Христа – очень важная часть Божественного Промысла и домостроительства, чудного таинства и плана для нашего спасения.

Если бы не было воплощения Спасителя в человеческом теле, Рождества, не было бы позже Его распятия и Воскресения.

Наш Бог из Своей великой милосердной любви к людям не презрел ничего из того, что у нас есть, кроме греха. Давайте возьмем пример с Него в послушании и смирении. Давайте проявим послушание Божьему закону, церковным канонам, а также – учению нашей Святой Православной Церкви. Аминь.

 

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Антиохийская Архиепископия Австралии