О СЛАБОВОЛИИ

Возьмем, к примеру, хлеб. Сегодня он доставляется к вам домой в любое время, когда вы хотите, и вам не нужно прилагать никаких усилий для его получения. Вы платите только за сам хлеб, и, как правило, это очень дешево. В прошлом, помню, когда я был ребенком, мои родители просыпались около двух часов ночи, чтобы просеять муку, замесить из нее тесто, а затем дождаться, пока оно поднимется. Потом они опять месили его и снова оставляли в покое. Это занятие отняло бы у вас сейчас очень много времени, тем более что они готовили достаточное количество хлеба на всю неделю. Затем тесто переносили в общественную духовку и ждали своей очереди. Его раскатывали скалкой, запекали и приносили обратно в дом, складывали и затем накрывали тканью, чтобы хлеб не высыхал. Все это было тяжелым трудом, требующим времени и усилий на благо всей семьи, но в то время это было чем-то очень обычным.

В прошлом людям нужно было быть несгибаемыми и жесткими из-за тяжелой жизни в этом мире. Они изнуряли свои тела, им приходилось проявлять терпение и стойкость и тяжело работать целыми днями по много часов. Все это и многое другое требовало сильной воли к жизни. Людям приходилось сталкиваться с опасностями, болезнями и голодом, не имея элементарных средств защиты. У них должна была быть сильная душа, чтобы сопротивляться и терпеть, чтобы не умереть. Лишь очень немногие люди могли жить по своим прихотям. Страсти, как правило, контролировались, потому что люди были озабочены основными жизненными потребностями. Обстоятельства и тяжелая жизнь не позволяли им быть захваченными страстями.

В прошлом тяжелая жизнь не позволяли людям быть захваченными страстями

Распущенность жизни строго осуждалась, потому что она угрожала распадом и плохой репутацией семье, а также церкви и обществу. Из-за жизненных трудностей люди ежедневно нуждались в Боге, и поэтому страх перед Богом был для них необходимостью. Благословения были живым вопросом для людей, и те, кто нарушал заповеди, были отделены от благодати Божьей. Трудная жизнь была подходящим средством для того, чтобы укрепиться в вере, чтобы живым и непосредственным образом иметь дело со Христом. По этой причине недостаток знаний, помимо теологических, которые распространились за столетия до двадцатого века, не позволял людям относиться к вещам рационально. Как это ни парадоксально, но отсутствие мирских знаний, традиция заниматься богословскими вопросами и ходить в вере и благочестии, временами с детской простотой, живым образом сохраняли простоту человеческих сердец, в этом нет никаких сомнений!

Сегодня же души людей слабые, потому что им больше не нужны сильные души, чтобы справляться с жизненными трудностями. Технологии обеспечили комфорт и роскошь, даже если в мире есть миллиард голодающих людей. Легкость жизни создала в людя состояние внутренней расслабленности, а роскошь – благодатную почву для развития страстей души и тела. Поэтому люди сейчас работают не только для восполнения своих основных потребностей, но и для удовлетворения своих страстей. И если они привыкнут к этому, это будет похоже на то, как если бы они оказались на крючке лукавого. 

Легкость жизни создала состояние расслабленности, а роскошь – почву для развития страстей души и тела

И иногда вы можете видеть, что люди испытывают трудности в основных потребностях своей жизни, но они не хотят отказываться от удовлетворения своих увлечений – одежды, макияжа, табака, посещения кафе, покупки мобильных телефонов и т. д. Иногда они даже залезают в долги, чтобы удовлетворить свою прихоть. И это даже не говоря о людях, которые на самом деле состоятельны! С точки зрения жизненных потребностей основные вещи безнадежно смешались с предметами страстей, и поэтому сейчас уже ничто не удовлетворяет людей. Человек бежит за удовлетворением, но оно ускользает за пределы досягаемости. И нет ничего, что могло бы сделать человека довольным! У такого человека страсти не поддаются рационализации, и они начинают рождать новые страсти! Между богатыми и бедными нет разницы в силе страстей, действующих в их душах и телах, разница есть лишь в возможности щедро их удовлетворять. 

И мы видим, что в нашей реальности воля к страстям стала преобладать над любой другой волей в человеке. Легкость материальной жизни сейчас отражается в человеке в качестве душевной слабости и слабости воли к вере в Иисуса Христа. Благодаря развитию и распространению науки и интеллектуализации жизни человек стал все больше и больше полагаться на себя в достижении, а затем и в удовлетворении своих собственных страстей. Это вызывает у человека чувство гордости, и на практике он не нуждается в помощи Бога, кроме как во время войн, катастроф и неизлечимых болезней. В результате вера атрофируется. Человек становится просто неким набором чувств и идей, которые он использует для поддержки своих страстей. 

Чтобы открыть истинную жизнь, человек нуждается в воле для веры в новую жизнь. А когда эта воля угнетается и душа ослабевает, сердце и душа заболевают и болезни души распространяются. Это заставляет многих искажать веру, оставлять ее или впадать в отчаяние. Человек попал в своего рода ловушку. Он ищет легкости жизни, а затем становится жертвой господства страстей над ним, и страсти вызывают множество болезней в его душе, поскольку они отдаляют его от Бога и вызывают отчаяние! И Бог становится неуловимым незнакомцем… 

Таким образом, становится ясно, что бедность, с точки зрения живой веры в Бога, в трудные для мирской жизни времена лучше роскоши, а тяжелая жизнь лучше легкой. Точно так же становится ясно, что когда тело истощено, душа находит покой, а когда тело расслаблено, душа истощается и заболевает. Может возникнуть вопрос, может ли человек вернуться из этого состояния отчуждения от Бога? Проповедь в нынешнем психологическом климате приносит очень ограниченную пользу, равно как и христианское образование, духовная культура, исследования и тому подобное. Все это в контексте современной жизни работает скорее на изменение внешней формы жизни, а не на ее содержание и ее осознание. Сегодня человек больше знает о Боге интеллектуально, это правда, но он знает Бога меньше своим сердцем и своим существом. А наш Бог – Бог сердца! Очень редко вы обнаружите, что богословская эрудиция, какой бы развитой она ни была, на самом деле приводит к большим и глубоким изменениям в покаянии человека для новой жизни во Христе.

Когда тело истощено, душа находит покой, а когда тело расслаблено, душа истощается и заболевает

Только святые, то здесь, то там, могут сильнее других влиять на жестоковыйность, которая поддерживает людей сегодня больше, чем что-либо иное. Потому что мирный дух идет впереди святых, и они подают собой образец и пример для новой жизни. Это все, чего вы можете желать в сегодняшней атмосфере своенравия, в которой мы находимся, но святых не так много. 

То, что может быть сделано сегодня человеком, очень немного, как бы мы ни старались, потому что наше сознание поражено болезнью. Но это не повод для отчаяния, а, скорее, для покаяния и молитвы. В любых условиях только Бог может вытащить нас, в широком смысле, из этой глубокой пропасти способами, которые только Он один знает.

Говоря человеческим языком, сейчас есть только войны, катастрофы, голод и эпидемии, которые помогают нам сокрушить идола поклонения технологиям и, следовательно, человеческому разуму и эго, чтобы вернуть человека к самому себе, к смирению и поклонению своему Господу. Однако мечтать о золотом веке, который сочетает человеческие достижения, цивилизацию, знания, изобретения и культуру с Евангелием спасения, нереально. Блудный сын вернулся к отцу не в самый разгар своей распутной жизни, а только после того, как опустился до уровня свиней. До тех пор, пока человек не осознает животную природу своего сегодняшнего образа жизни с его глубокой развращенностью, он не вернется к себе, а затем к своему Господу. 

После грехопадения праматерь Ева родила своих детей в боли и страданиях, и сегодня только в боли заблудший человек может родиться заново для своего Господа. И поэтому мы должны ожидать новых невзгод и страданий в результате быстрого распространения страстей, и мы должны больше молиться, а не искать большего облегчения жизни и расслабления. Человеческие страсти уничтожили все хорошее на земле. После нашего великого своенравия для нашего спасения стало необходимо, чтобы любовь Божия пришла к нам, и она скрыта в великих страданиях.

Перевела с английского Александра Калиновская