Конечно, бывает, что люди-счастливцы, с внешней стороны проживают жизнь в достатке. Но, однако, если заглянуть в их душу, то может быть, что человек, с внешней стороны несчастный, в два раза крепче душой и доволен, чем счастливый с внешней стороны. Об этом, конечно, очень много говорит литература.
— Батюшка, скажите, что значит «заботиться о душе»? Что входит в это понятие? И что значит само слово «душа»?
— Человек имеет две субстанции: творение Божие и господин, которому Господь дал власть. И человек — последнее, что Он создал. Вдунул в него дыхание жизни в тело. И человек первым вышел из рук у Отца – первозданные прародители наши — Адам и Ева. Они были в исключительном состоянии, которое нам вообще даже не представить – ни духовное, ни физическое состояние. Человек создан был для бессмертия, для вечности.
— Считается, что человек создан по образу и подобию Божьему. В чем это выражается?
— Образ Божий – то, что Бог как разумное и духовное существо. И никакого сравнения нет. Равенства с Богом у человека нет, но образ Его дан. То есть Бог создал человека свободным, разумным — духовным. Подобие Божье человек приобретает, если есть совершенствование. Если Бог всесовершенный, всемогущий и вседовольный. Сказано: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. И если человек не нарушил бы заповедь, то он бы так и оставался бессмертным. У личности Бог, прежде всего, личный. И человек душой проявляется как личность. То есть в разуме, воле, чувствах. Бог, конечно, непостижимый в своем существе и не ограничен в пространстве и времени. Но человек как личность ограничен.
— Батюшка, иногда говорят «смерть души». Может ли в то время, когда человек еще жив, душа его умереть? И когда это происходит?
— Это смерть в грехе от нарушения заповеди Божьей. Он душой потерял то состояние, и если он первоначально непосредственно общался с Богом, то дальше он отошел, потерял связь с Ним. И поэтому настала смерть души. Смерть в том, что он потерял состояние, которое ему дано было вначале. Так и есть. Ныне, в Новом Завете, когда Спаситель избавил от греха, проклятия и смерти, крещеный человек может приобретать то состояние, которое соединяет его с Богом. Христианин через молитву, через меру, нравственную жизнь восходит, приближается к Богу. То есть нынешний период его жизни дает возможность приобретать вечную жизнь. Но поскольку тело человека стало смертным через грех, вошедший в природу человека, то он получает задатки несовершенства. Умирает тело. Но как физическая субстанция. Но мы знаем, что человек приобретает благодать Божью. Даже в останках действует благодать. Мы в Православной Церкви знаем сохранение мощей.
— Человек обращается к своей душе: душе моя, душе моя, что спиши? Конец приближается. Получается, что тело и душа живут обособленно. Как сделать, чтобы они жили гармонично?
— Когда человек ранит тело, естественно, оно болит, телесная природа повреждается. И душа испытывает эту болезнь. Болезней у нас достаточно много. И случайных, и длительных болезней. Это человек видит и замечает. Но не исключена и болезнь нашей души, когда человек испытывает большую скорбь, когда его обижают, или когда он скорбит о потере родственников, о смерти близких. Здесь уже духовные проявления. У отца Иоанна Крестьянкина очень много об этом сказано, и вообще в нашей литературе. Это проявление души как субстанции. Если он живет порядочной жизнью, он всегда это заметит.
— Наш сегодняшний разговор со схиархимандритом Илием о жизни, о человеческой душе, о вечности мы завершаем напутствием всем тем, кто стремится жить с Богом по Божиим заповедям и законам. Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания.
— Я желаю, чтобы мы больше обращались к нашей вере, были достаточно крепкими православными людьми, чтобы наша жизнь была по тем заповедям, которые указал Господь в Божественном откровении, Святом Евангелии и в нашей Русской Православной Церкви. Тогда будет последовательность нашей доброй жизни. И наши скорби, болезни, недостатки нашей жизни, трудности будут растворяться, когда мы поймем, что с нами Господь. Он всегда близок к нам, Он всегда поможет нам во время нашей благочестивой православной христианской жизни. И тогда мы не будем отчаиваться, не будем слишком сетовать на то, что нас иногда неизбежно постигает и огорчает. И тогда можно сказать: слава Богу за все, за скорбь и за радость.