Апостол Павел благожелал, чтобы мы не были ни нетерпеливыми, ни малодушными при скорбях и утратах семейной и общественной жизни, которые не отнимают у нас внутреннего счастья. Мы их терпим в духе учения Иисуса Христа по примеру, данному Им и Его апостолами. Скорби не должны смущать нас, потому что они учат терпению. От терпения же происходит опытность. Опытность дарит нас надеждой.
Терпение — величайшее достоинство в человеке. Научившиеся терпеть имеют характер, владеют неоценимыми качествами осмотрительности, осторожности и великодушия. Терпение приобретается скорбями. Если нет скорбей, то нет случаев приобрести терпение. Может ли богач понять бедного нуждающегося человека, когда жизнь встретила его со всеми дарам наслаждений? Разумеется, он не может знать, как горек хлеб, принимаемый от чужих людей честным человеком, страдающим от голода, как неудобно высоко крыльцо, на которое входит человек, вынужденный бедностью и голодом просить помощи и подаяния!
Ночи, бессонные от болезни и от чрезмерной работы, от мысли о несчастье друзей; тяжкие мысли о своей будущности и будущности своей семьи, своих любимых, обесцененный труд, высокомерие начальника, унижающего подчиненного, бесприютность, неуспехи. Все это причиняет ужасные скорби! Скрывать нечего — многие погибают от них, не выдерживают их натиска, портят свое мировоззрение, делаются злыми, алчными, коварными, жестокими, порочными, бессовестными. По мере роста скорбей, их умственное и нравственное падение увеличивается. Привычка к попрошайству у знаемых и незнаемых, стремление к захвату чужого, допущение себя до бесстыдства опьянения и публичного разврата суть следствия неспособности выдержать напор жизненных неудач. Душа, созданная по подобию Божию, имеющая назначение быть бессмертной, растрачена: образ Божий в человеке стирается, стыд исчезает. В человеке умирает человек, и остается носитель лишь внешней формы человеческого существа, наполненной жаждой гнусных страстей.
Чтобы не охватила человека такая беда, чтобы не жали напасти, ап. Павел положительно указывает приятную сторону скорбей по воззрению нашей религии. Он ставит нам в пример образ Спасителя, Который претерпел за наши грехи бедность, осуждение, горе, бездомовность, тяжелые страдания, чтобы показать всем верующим, что душа больше тела, что терпение составляет истинную честь и славу для христианина, что всякому человеку необходим подвиг.
Когда Иисус Христос видел страдальцев неповинных, ненавидимых, гонимых, обманутых, покинутых, не имеющих крова, Он говорил им в утешение одно: В терпении вашем стяжите души ваши (Лк. 21; 19). Те, которые вдумывались в Его слова видели в них великую отраду, несли иго жизни благодушно. У них все брали, что имели они, неблагодарно брали. Их гнали, они подвергались презрению нищете. Им грозили доносами, отнимали у них семейные радости, лишали их честного имени,— но они в своих страданиях радовались, потому что научились терпению при всякой неправде, опускавшейся на них гнетом лишений. Они вспоминали слова дорогого Небесного Учителя: И будете ненавидимы всеми за Имя Мое (Мф. 10; 22),— всеми, ибо будет скорбь вам и от детей, и от друзей, и от родных, и от соседей, и в городе, и в селе куда ни пойдете,— но претерпевший до конца спасется (Мф. 10; 22).
Венец спасения, в который пламенно веровали апостолы, умиротворял их. Их всегда и в храме на молитве, и на улицах, и в домах, и в темницах видели одинаково благодушными, строгими только по отношению к неправде, добрыми, жизнерадостными среди слушателей, хранящих слово Божие и поступающих согласно ему.
Говорили ап. Павлу римские христиане: «За что ты терпишь? Ты учен, ты имеешь все достоинства, ты мог бы быть в больших, иметь и славу, и деньги, и богатства, жить и веселиться». Апостол Павел отвечал: Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается спасением тех же страданий, какие и мы терпим (2 Кор. 1; 6).
Итак, ап. Павел видел в перенесении скорбей отраду быть полезным примером для других, окружающих и слушающих его. Что же произошло потом? Многотерпеливый подвижник ап. Павел умер мучеником. Меч палача снес его честную, многодумную голову. Но прошли годы, и вот ап. Павел стал нашим первоверховным учителем. Нет дня, когда бы не поминала его св. Церковь, когда бы не поучала своих богомольцев его учением и наставлением. Проповедник ищет у ап. Павла любимый текст для своих слушателей, трудящийся христианин утешает и развивает его словами свой ум, свое сердце, укрепляет свою волю.
Еще пример: современнику св. Павла, ап. Петру жаловались его ученики на людскую неправду. Они говорили, что ведут себя хорошо, а о них идет дурная молва; трудятся, а их называют тунеядцами; молятся, а их приравнивают к безбожникам; они любят, а их ненавидят; они помогают нуждающимся, а их помощь считают как бы подкупом. На все эти сетования св. ап. Петр в своем первом послании дал ответ в таких словах: То угодно Богу, если кто помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу (1 Петр. 2; 19—20). Далее вслушайтесь в слова первоверховного пастыря Церкви: Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, Дабы мы шли по следам Его (1 Петр. 2, 21).
Советы благовестников не устарели, как не стареет и не умирает истина. Возьмем их себе в сердце.
Сложим их бережно, как молитву, как завещание любимых родителей, и последуем им. В наше время скорби многих угнетают. От них нигде не упасешься, не убережешься. Они проникают в бедную хижину и врываются в чертоги, роскошью созидаемые Слезы невольные льются, вопли сердечные слышатся со всех сторон. Но не будем ни роптать, ни злиться, ни впадать в пороки; не уступим ни одной пяди своих христианских убеждений, не падем при искушениях, но скажем словами апостола: «Мы, ученики и последователи Христа, хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение (Рим. 5; 3)».
Протоиерей Валентин Амфитеатров