ОБ ИСПОВЕДИ И ДУХОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

Беседа с игуменом Киприаном (Партсом) 

 

– Отец Киприан, какая исповедь будет являться правильной?

– Первое, что требуется на исповеди, – это не скрывать своих грехов, ничего не утаивать. Еще одна очень важная вещь на исповеди – не оправдываться. Потому что, к сожалению, может появиться привычка к самооправданию. Человек приходит и говорит: «Я сделал такой-то грех, потому что мой ближний сделал то-то и то-то». Когда человек начинает рассказывать негативные вещи про своих ближних, то тем самым он, получается, оправдывает свои грехи. Самооправдание и покаяние вместе не могут существовать. Мало того, самооправдание, как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов), является смертью для души, ужасной смертью. Самооправдание не дает благодати Божией доступа к душе человека. Поэтому первое, что нам нужно, – не оправдываться. 

Когда человек начинает рассказывать негативные вещи про своих ближних, тем самым он оправдывает свои грехи

И мы не должны забывать, что исповедь принимает не священник, а Сам Господь, и именно Он совершает таинство Покаяния Своей благодатью. Священник является необходимым в таинстве Исповеди, но он только свидетель покаяния человека. Бога телесными очами мы не видим, и поэтому нужен свидетель, которого бы мы видели. Священник не является судьей, но именно свидетелем. А нам, главное, ничего не скрывать, не оправдываться и не рассказывать истории о себе. Господь знает все обстоятельства нашей жизни, поэтому объяснять, чтобы священник понял, не нужно, но нужно просто каяться в своих грехах, и всё. Если что-то нужно, священник переспросит, особенно если он является вашим духовником. 

Исповедь принимает не священник, а Сам Господь

– Очень часто и исповедующемуся хочется что-то спросить у священника и от него ответ услышать.

– Что касается вопросов на исповеди, то сначала нужно покаяться в грехах, а потом, если время есть, задать уже священнику вопросы. Причем лучше их заранее обдумать, чтобы не длинные истории рассказывать, а по существу.

Сначала нужно покаяться в грехах, а потом, если время есть, задать уже священнику вопросы

У нас была одна прихожанка, Екатерина, уже пожилая. И она для меня образец того, как исповедоваться. Она никогда не писала длинные списки грехов. Она всё заранее анализировала и приносила на исповедь именно покаяние. Каялась в грехах, конкретно задавала нужные ей вопросы, но вопросы она записывала. Она была как свеча горящая. Не надо из книжек выписывать грехи, так можно весь «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина) переписать и каждый раз его приносить, и всё у себя будем находить.

Можно прийти на исповедь, увидеть то, что есть в сердце, то и исповедовать. Как на огороде – какие сорняки растут, те и надо полоть. Некоторые смущаются тем, что приносят на исповедь одно и то же. Но ведь на огороде тоже растут одни и те же сорняки, но это не значит, что их надо переставать полоть. Да, сердце наше в состоянии падения находится и всё время из себя родит вот эти плевелы, грехи. Поэтому надо всё время полоть. Чем чаще, тем лучше.

И нам надо исповедь и причащение поставить на первое место в жизни. Был такой подвижник на Афоне, отец Ефрем Катунакский. У него как-то спросили, что есть главное в духовной жизни. А он на Афоне прожил лет 70 и сам был учеником старца Иосифа Исихаста, был духовным человеком. Он помолился, подумал и говорит: «Исповедь и причащение. Всё остальное за этим только следует». Нам за то надо держаться. И надо сказать, что ни о чем так падшие духи не заботятся, как о том, чтобы человек перестал исповедоваться и причащаться. 

Ни о чем так падшие духи не заботятся, как о том, чтобы человек перестал исповедоваться и причащаться

Есть еще такая уловка у врага: когда человек впадет в какой-то грех, человеку, конечно, стыдно сразу прийти сказать, что опять упал, натворил то же самое, и враг ему советует: «Ты подожди, ты сейчас исправишься, ты уже такой "хороший" придешь на исповедь». В результате человек, наоборот, лучше не становится, но еще больше увязает в своих грехах. Поэтому, как бы мы ни упали, как бы ни нагрешили, вольно или невольно, надо всё равно идти и каяться. Других вариантов у нас нет. И не затягивать с покаянием, идти на исповедь как можно быстрее.

– Но если человек приходит на исповедь с одним и тем же, возможно, уже несколько лет, как разорвать эту цепь в греховной жизни? Приходить и каяться в совершенном грехе опять и опять?

– Конечно, приходить и каяться. У нас была уборщица в монастыре, еще когда мы только открылись. Она была уже человеком в возрасте и курила. Ее стаж курильщика был уже лет 40, она дымила как паровоз. И отец Тихон, будущий митрополит, ей запретил курить, сказал ей: «Всё, больше не кури». А она бросить не может… Однажды приехал к нам из Троице-Сергиевой лавры один батюшка, чтобы помочь исповедовать. Она подошла к нему на исповедь и говорит: «Батюшка, что делать, отец Тихон мне курить запретил, а я курю… Вот он идет по храму, кадит, а мне стыдно…» А батюшка ей говорит: «Вот и исповедуй это, бей этого беса по башке». И Господь дал. Бросила. Она сама об этом рассказывала. Более того, она уже в монастырь ушла и монахиня сейчас. 

Другое дело, что не всё зависит только от исповеди. Исповедовать грех надо, но если мы не прилагаем сами труда к тому, чтобы перестать совершать грех, конечно, что тогда будет?.. Так мы и будем в этом закосневать. Мало того, мы будем всё слабее и слабее становиться духовно. Если человек не прилагает своего труда к исполнению евангельских заповедей, не понуждает себя к следованию за Христом, не борется с грехом, то что сделаешь?.. Конечно, исповедь необходима, с этого всё начинается, но это не значит, что можно теперь почивать на лаврах. Конечно, так не получится. Должен быть труд. Причем иногда бывает и так: человек исповедует грехи, а сказать и посоветовать ему нечего, нет слова. И так из раза в раз. А бывает человек, который исповедуется, и есть, что ему сказать, он сам трудится. А тому человеку, который не трудится над собой, ему и сказать бывает нечего, просто не знаешь, что говорить, слова нет. Значит, должен человек свой личный труд приложить. Царствие Небесное нудится (Мф. 11: 12). Господь нам так сказал. Необходимо понуждение себя.

– Вопрос про епитимии. Если священник их дает, насколько они могут быть действенны в деле исправления человека?

– Если человек исповедует грехи с покаянием, не просто перечисляет свои согрешения, а кается в грехах, принимает епитимию и исполняет ее, безусловно, это ему помогает в том, чтобы исправиться. Это послушание. Все послушники спаслись, все своевольники или повредились, или погибли. Таким образом, через епитимию дается послушание, и оно удерживает человека, когда человек слушается, сохраняет то, что ему сказали. Конечно, это ему помогает. Для того она и дается. Она дается не как наказание за грех, а как лекарство, как врачевание. 

Если человек исповедует грехи с покаянием, принимает епитимию и исполняет ее, безусловно, это ему помогает исправиться

– Если человек давно ходит в церковь и начинает исповедоваться формально, без живого чувства покаяния, только для того, чтобы получить «билет к Причастию», что бы Вы посоветовали такому человеку?

– Чтобы не было формальности, нам надо учиться жить в присутствии Божием. Не только на исповеди и на Литургии, а всё время своей жизни надо учиться ходить в присутствии Божием. И необходимо понуждать себя к личному обращению к Богу. Никто за нас этого не сделает. Если мы не попечемся о том, чтобы жить перед Богом, по Его заповедям, то у нас и молитвы, получается, не будет. Мы можем формально вычитывать правило, просто языком, но без этого личного обращения что может быть хорошего? Действительно мы можем стать такими начетниками, всё вычитывая, исповедуясь, причащаясь, но никакого движения не будет. Поэтому надо учиться лично к Господу обращаться. Есть такое выражение: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша». Чтобы душа была жива, нам надо Господа взыскивать, и не только на исповеди, а вообще в своей жизни. Конечно, в идеале про это сказал апостол: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17). Непрестанная молитва и есть обращение к Богу. Чем больше наш ум проведет в этом делании, тем лучше.

– Иногда бывает так, что человек приходит на исповедь и относится к священнику как к психологическому консультанту, а к исповеди как к сеансу психотерапии. Как мы должны относиться к исповеди?

– Исповедь – это таинство, которое установил Сам Господь. Не мы, люди, придумали, что мы будем каяться, и Бог нас будет прощать, нет. Господь установил это таинство. И первое, о чём мы не должны забывать, – это то, что исповедь принимает Сам Господь Спаситель. Священник только свидетель нашего покаяния. И ни в коем случае мы не должны подменять эти понятия, не пытаться получить психологическую помощь. Священник ни в коем случае не должен быть психологом, в том смысле, как это принято на Западе, что это человек, которому всё рассказываешь, получаешь облегчение от этого и идешь дальше себе жить так же. Нет, этого искать нельзя.

Надо не забывать, что это таинство, которое совершает Господь. Ведь Он и так знает все обстоятельства нашей жизни, для Него ничего не сокрыто. Кому мы это рассказываем, эти обстоятельства, зачем? Священнику это не нужно. Более того, когда мы на исповеди начинаем рассказывать о других людях, что они делают, это большая ошибка. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко), известный подвижник, прямо говорил, что это сплетни. Не надо на исповеди сплетничать. Нужно каяться только в своих грехах. 

– Если человек приходит на исповедь, кается в грехе, но понимает, что совершит то же самое, что он должен делать?

– Понимаете, какая вещь, если человек осознает, что может опять одним и тем же согрешить, то это неплохо, это значит, что человек не надеется на себя. Наоборот, если человек говорит, что никогда чего-то не совершит, это не так. Мы можем заранее знать, что опять вляпается.

Если человек на себя не надеется и надежду возлагает только на Господа, чтобы Он не дал согрешить, это будет правильное устроение, то есть не искать опоры в себе, а только в Боге. Другое дело, что касается особенно тяжелых грехов, плотских, например, человек, конечно, должен для себя решить, будет он меняться с Божьей помощью, оставит ли этот грех, тогда покаяние действительно будет настоящим, и Господь поможет человеку. Он должен прекратить свой грех, решиться на это. Потому что иначе, если человек исповедует грехи, особенно тяжелые, смертные, от них не отстает и идет причащаться, то он становится просто одержимым падшими духами. Человек должен приложить свою решимость и усилие, чтобы разорвать греховную связь. Он должен серьезно над собой работать и, конечно, такая решимость необходима. И он ее должен засвидетельствовать, что да, он перестает это делать.

– Теперь вопрос о духовном руководстве. Кто такой духовник и кто такой духовный отец? Есть ли разница в этих понятиях?

– Разница есть. Что говорит апостол про духовного отца: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19). Духовному отцу дано от Бога болеть о чадах. В другом месте апостол говорит: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4: 15). Это разные вещи. Духовник может быть этим наставником, но чтобы быть духовным отцом, нужно этому соответствовать. Называться можно как угодно. Можно называться духовным отцом, но если при этом не будет того самого содержания, которое должно быть у духовного отца, тогда что это будет?.. 

– Под содержанием Вы имеете в виду, когда у духовного отца болит сердце за духовное чадо и за его спасение? 

– Да. Это уже другое устроение. Священник должен сам созреть к тому, чтобы он мог быть именно духовным отцом. Конечно, можно на себя навесить такой ярлык. Человек приходит и говорит: «Батюшка, будьте моим духовным отцом». – «Да-да, хорошо». Но если не будет тех отношений, которые требуют именно духовного отцовства, будет фальшь, будет некая нездоровая игра в духовного отца и чадо. Задача духовника – это вместе с человеком искать, как поступать по воле Божией, подсказать, помочь. Но ни в коем случае священник не должен подавлять воли пасомого. И духовник, и человек, который исповедуется, должны соблюдать взаимную свободу. 

– В чем эта свобода должна заключаться со стороны пасомого?

– Есть такое выражение: «Можно держаться за духовника по-разному, можно держаться за его руку, а можно и за его горло». За руку – это жить в послушании, слушать его, а за горло – это добиваться от священника, чтобы он обязательно благословил хотения пасомого.

– Но ведь и доверие должно быть, наверное…

– Да, конечно. У того, кто исповедуется, по крайней мере к духовнику, должно быть доверие. Без этого невозможны духовнические отношения.

– Каждый ли священник может быть духовным отцом?

– Не могу говорить за всех, но за себя могу сказать, что назвать себя именно духовным отцом, в том смысле, про который говорит апостол, я не могу.

                                    Беседовала Александра Калиновская