– Отец Валерий, мы сегодня будем говорить о непростой теме, которая, пожалуй, беспокоила христианина, да и человека вообще, в самые разные эпохи. Это кризис веры, а также те симптомы, которые с таковой болезнью могут быть связаны. Причины, конечно, могут быть разные – все зависит от каждого отдельного случая. Но, что печально, человек порой не может сам ответить, а подсказать ему некому, – почему он вдруг стал сомневаться, почему в груди уже так не горит огонь веры, почему стало появляться какое-то равнодушие, и голос Церкви – не авторитет?
– Не стоит думать, что духовная жизнь – сама по себе, а вера – сама по себе. Все взаимосвязано. Если в тебе замерла духовная жизнь, то и вера твоя оскудеет. Если мы перестали молиться, потому что много других, более важных дел, то, значит, Бог для нас уже не на первом месте. А когда Тот, как говорит апостол Павел, «для Которого все и от Которого все» (Евр. 2, 10), сокрыт пеленой земной суеты, то где же здесь вера? Ее нет, потому что нет живой молитвы.
Представьте, что вы не будете молиться целый год, то есть совсем перестанете обращаться к Богу – через этот год вы вдруг задумаетесь, а есть ли Бог вообще. Так мы забываем некоторых своих знакомых, с которыми расстались по каким-то обстоятельствам. Если мы не поддерживаем с ними живой связи, то со временем для нас этих знакомых как будто и нет. Так и когда мы не поддерживаем связи с небожителями, с духовным миром, то со временем нам будет казаться, что никакого духовного мира нет, а только одна материя вокруг нас.
Я хочу сказать, что угасшая вера – итог духовного расслабления.
Кризису веры предшествует кризис духовной жизни. А он, как правило, наступает незаметно, не как падение в обрыв, а как постепенный спуск вниз.
Мне нравится такой образ: наша испорченная природа – это как эскалатор, который всегда едет вниз. Даже чтобы находиться на одном уровне, надо все время шагать вверх. А если ты говоришь: «немножко постою, передохну», то такой эскалатор утянет тебя куда-то глубоко вниз.
– В чем это конкретно выражается?
– Вот, мы подымаемся утром – и первым делом хватаемся за мобильный телефон, погружаемся в смс, в рассылки, в просмотр новостей. То есть мы сами свою душу отпускаем в это стихийное плавание. Молиться уже некогда, о Боге вспоминаем как бы попутно земной суете. И это все неправильно! Потому что ум расплескивается по совершенно пустым вещам. Чем меньше в уме духовного, тем и веры в нас меньше.
– А может, человек просто устал вычитывать одни и те же молитвы, или же тут какая-то другая проблема?
– На самом деле, здесь попутно очень много проблем.
Например, в какой-то момент нам вдруг и правда становится неинтересно читать утренние и вечерние молитвы. Мы как бы слишком привыкли к этим текстам, и они не вызывают в нас прежнего вдохновения. К чему это приводит? Одно из двух. Человек либо вообще перестает выполнять молитвенное правило, считая его чем-то лишним и нудным. Либо продолжает читать, но делает это наспех, как можно быстрей, пытаясь как бы отделаться от Бога вычиткой положенных текстов.
В обоих случаях ошибка одна – потеря живого предстояния перед Богом Живым. Если бы нам открылось, что Тот, Кто сотворил ангелов и людей, Тот, в Чьих руках судьба всей Вселенной, Кто даровал нам жизнь, Кто воскрешает, спасает, в Ком, собственно, бесконечная жизнь Рая, – и вот, Он здесь же, рядом с нами, видит, слышит и любит нас, и мы молитвой восходим к Нему, – то как бы мы теперь воспринимали молитву?
Молитва должна быть именно живым предстоянием перед Богом Живым. А общение с Господом – это самое светлое и радостное, что только может встретиться на белом свете.
Кстати, мы не устаем произносить одни и те же слова, общаясь с ближними, когда эти слова наполняются добрым и теплым чувством. То есть важно, чем наполнены наши слова, что у нас при этом на сердце. И, собственно, наше отношение к Богу выражается в чувствах, наполняющих наши молитвы.
Можно, конечно, подходить творчески и к самому правилу: какое-то время читать вместо утренних и вечерних молитв, например, тексты повечерия и утрени, либо акафисты, какие на душу лягут, или выбрать себе псалмы, какие особо понравятся. Или читать Часы – краткие богослужения. Возможны разные вариации, главное — чтобы не оскудевала молитва.
– Но только ли в этом причина кризиса веры?
– Конечно, у кризиса веры могут быть и другие причины. Например, человек, оказавшись в беде, усердно молится и ждет, что Бог непременно подаст ему чудо: допустим, вернет любимого человека, который ушел из семьи, или исцелит безнадежно больного. А чуда не происходит. И начинает казаться, что молиться – это неэффективно. Значит, думает такой человек, можно и совсем не молиться.
Вера угасает потому, что человек оказался не готов принять жизненный крест. Он посчитал, что все должно быть именно так, как он выпрашивал в своих молитвах. А то, что иногда надо смириться, принимая некий крест от Бога, – это уже как-то забывается. Гордому трудно быть верующим.
– А состояние богооставленности может стать следствием того, что у человека из-под ног ушла эта самая опора в вере? Почему вообще так происходит – Бог оставляет человека? Корректно вообще так говорить: «Бог оставил»?
– Мне вспоминается из жития преподобного Антония Великого, когда святой очень много терпел всяких невзгод, и, прежде всего, от бесов. Казалось, Бог не помогает. Преподобный Антоний взмолился: «Господи, где был Ты? Почему не явился вначале – прекратить мои мучения?» И был ему ответ от Бога: «Здесь же пребывал Я, но ждал, желая видеть твое усердие и твое ратоборство». Терпение Антония Великого, как мы знаем, обернулось многими духовными дарами.
Богооставленность – это, по преимуществу, наше субъективное ощущение. Нам кажется, что мы оставлены Богом, потому что нам плохо, и потому, что все не так, как нам хочется. А на самом деле Господь в этот момент как раз рядом, Он закаляет нас в горниле кажущейся богооставленности.
Как ни странно, это состояние может оказаться драгоценным, принести свою пользу. Потому что в такие минуты в два счета обрушивается наше высокое мнение о себе. Мы-то думали, что в духовной жизни мы что-то представляем собой. И вдруг оказывается, что мы погибаем, кругом не за что ухватиться. Никакой сверхъестественной помощи нет, а только беды сыплются справа и слева. И вот из такого состояния молитва как раз бывает самой сильной. Такая молитва, словно глубокий вздох сердца, сразу восходит ко Господу. Потому что это молитва смирившейся души.
Но самое главное: Спаситель ведь нужен только погибающему. Если ты не увидел себя погибающим, то и Спаситель тебе не особо-то нужен.
Вот к этому Господь и подводит нас в такие минуты испытаний. И либо ты скажешь себе: все равно я буду с Богом, даже если кажется, что Господь про меня забыл. Либо ты проявишь слабость, будешь роптать, но и это не значит, что Бог от тебя отвернулся. Господь непременно что-то явит для вразумления твоего и спасения.
– Что такое «духовный паралич»? От чего он наступает?
– Мне не совсем понятен такой термин: «духовный паралич». Бывает, человек как бы выгорел, принявшись за многие подвиги, он как бы переел и потерял на время вкус к духовной жизни. Бывает, мы просто расслабились, как бы спим. И тогда Господь попускает нам скорби, чтобы растормошить нас и вывести из этой спячки. Во время сильных скорбей и переживаний человек действительно как будто просыпается. И уже обращение к Богу для него – не просто пустой звук, а крик души.
Одна знакомая инокиня с Елеонской горы в Иерусалиме рассказывала, как за 26 лет до этого она приехала простой трудницей, готовясь умереть. У нее был страшный онкологический диагноз, но она никому не говорила. Устроилась трудиться в обители, выполняла самые черные работы и молилась, молилась, молилась. Вот, она говорит, тогда казалось, что сейчас упадет в обморок прямо в этом туалете, который вычищает. Но она молилась и молилась при этих трудах. И говорит, что сейчас уже нет такой крепкой молитвы, какая была тогда, не может она вернуться на тот уровень горячей и пламенной молитвы.
Еще один батюшка все время служил молебны о ее здравии, он проникся к ней состраданием. И каким-то чудом болезнь отступила. Поначалу моя знакомая даже боялась идти на проверку. А Господь действительно явил настоящее чудо: она осталась в обители – в Спасо-Вознесенском монастыре на Елеонской горе. Но той сильной молитвы, говорит, так и не удается вернуть.
Я думаю, что мы просто не можем все время идти на подъем, нам это тяжело, и потому наш духовный путь протекает волнообразно, чуть вверх, чуть вниз, но главное – вперед.
– Задам опасный и страшный вопрос: может ли кризис веры стать следствием того, что человек, находясь в Церкви, в какой-то момент «смиряется» с определенным грехом, начинает относиться к нему спокойно, снисходительно, уповая на милость Божию?
– К сожалению, так и есть. Я убеждался в этом многократно. Вот, не захотел ты расстаться с какой-то своей немощью, не простил другого, не очистил свою душу искренней Исповедью, и все – богослужение уже воспринимается не так, как прежде. Это уже не встреча с Господом, не соприкосновение с таинственным Небесным миром, а просто как бы наблюдение со стороны за неким религиозным представлением.
Грехи, с которыми мы не захотели расстаться, затуманивают наш взор, делают нас духовно близорукими.
Наступает духовная слепота. А ведь вера – это видение. Какое же может быть видение, если ты стал духовно слепым?
– Бывает, что кризис веры наступает после многих лет, проведенных человеком в Церкви. Мы за последние годы в достатке познакомились с историями разочаровавшихся, расцерковившихся, оставивших священническое служение. Такие случаи вызывают бурные дискуссии, как правило, с занятием двух сторон: «против» – потому что человек поставил под сомнение спасительность православной веры или предложил свою ее интерпретацию, а потому пошел «новым путем», и «за» – потому что подкупает и искренность (иногда истинная, иногда мнимая), да и просто «человека жалко».
Самый, пожалуй, сложный случай – это не когда кто-то «уходит» из Церкви, а говорит, что он здесь не может больше находиться, или может, но будет это делать, полагаясь отныне на «голос сердца» и альтернативные источники, а не на святоотеческую традицию. Тесно стало, устал, выгорел.
Как прокомментируете подобные случаи? Главное, конечно, почему это становится возможным.
– Для меня это очень больная тема. Иногда мы встречаемся с чисто человеческим фактором, когда чрезвычайные нагрузки, а иногда и жесткость со стороны вышестоящих надламывают душевные силы служащего. Но всякий человеческий фактор можно разрешить также по-человечески – перевестись в другое место, освободиться от части нагрузок. А на самом деле нужно всего лишь до конца довериться Богу, вверить свою жизнь в Его руки. И Господь устроит все так, как надо.
Но если говорить по существу, то идет война, духовная брань за наши бессмертные души. Диавол ищет, на чем подловить человека. И под прицелом, прежде всего, священнослужители.
Мне встречались случаи, когда Господь очевидным, чудесным образом помогал священникам. Исполнялись их молитвы, через них Господь спасал людей. Это реальный опыт соприкосновения с Небесной помощью. И вот, те же самые священники, пример которых меня вдохновлял, вдруг впадали в тяжкие прегрешения и оказывались изверженными из священного сана. А кто-то уходил сам.
То есть Господь, несомненно, рядом и помогает, но и искуситель не дремлет. А где же ты сам? К чему ты хочешь прийти в итоге?
Нельзя доверять самим себе, нельзя думать, что мы сами по себе выше каких-то соблазнов. Диавол с нами не будет шутить.
Очень легко оступиться и впасть в тяжкий грех. А когда ты перестал жить по вере, то и сама вера становится чем-то эфемерным. Такого человека больше привлекают какие-то земные науки, психология, бизнес или что-то подобное. А Божие для него уже не так очевидно. И эта наклонная ведет к пропасти.
– Что же противопоставить этому?
– Хорошо бы стараться жить так, как будто нам отведен последний день. Пандемия в этом смысле дает нам очень хороший урок. Как, оказывается, быстро люди покидают земной мир: еще вчера человек был с нами, а сегодня душа расстается с телом, и вот – какой она переходит в иной мир?
Еще есть возможность от сердца помолиться Господу, покаяться, очистить душу, сделать какое-то добро другим людям – не теряй этот день. Для христианина данный ему день – это возможность духовного предстояния перед Богом.
– А вы сами когда-нибудь переживали кризис веры? Если да – расскажите об этом. Что посоветуете тем людям, кто прямо сейчас испытывает кризис веры?
– Человеку важно нащупать свой путь, найти, что именно его вдохновляет, возрождает в нем веру, возжигает горячую молитву ко Господу.
Я помню, как в первый период пандемии, когда все оказались на изоляции, мы просто были духовно разбиты. Вроде бы все в семье как раз вместе, есть возможность заняться чем-то созидательным, а, оказывается, нет. Кто-то из детей начал смотреть сериалы, потом подтянулись и мы, взрослые. И вот так первая изоляция с треском для нашей духовной жизни провалилась.
Потом мы переключились на онлайн-богослужения, вроде бы это помогало хоть немножко поднять духовный настрой. Но не хватало чего-то самого главного. Трансляция служб вдохновляет к чистым мыслям, к молитвенным воздыханиям, но ты остаешься отстраненным наблюдателем.
И только с третьего этапа удалось организовать домашнее богослужение. Конечно, мы не можем служить дома литургию, но вечерню и утреню с положенными в данный день молитвословиями – вполне реально. Есть даже сайты, где публикуются на каждый день тексты богослужения. Наш дом все-таки должен быть не залом для телепросмотров, а малой Церковью, как бы отражением храма Божия. А в храме молитва может быть только живой и непосредственной.
И вот, каждый день можно открывать для себя чудный духовный мир, ведь каждый день празднуется память тех или иных святых.
Их жития и творения лично для меня очень дороги. Каждый день ты можешь черпать огромную духовную пользу из житий святых, из их наставлений.
Я не хочу никому ничего навязывать. Скажу одно: ищите, что оживляет вашу душу, что помогает вам молиться молитвой живой, горячей, замечайте это и старайтесь развивать именно то направление, в котором вера ваша будет не угасать, а возгораться.
Владимир Басенков