– Отец Александр, на фоне другого кино христианской тематики ваш проект один из самых успешных за последние годы. В чем секрет вашего проекта?
– Мы сняли документальный фильм о человеке, о его поисках себя на просторах бытия. Хотя, если говорить буквально, то, да, это кино о монашеской общине восточной православной традиции, об афонском монастыре Дохиар.
Когда 13 лет назад я задумывал этот проект, не сомневался лишь в одном: у общества есть запрос на глубинные темы, касающиеся сути человеческого бытия. Ведь каждый человек по своей сути религиозен. И то, что наш фильм интересует не только церковных людей, свидетельствует о простой истине: каждое человеческое сердце ищет себя на пространстве истории и задает себе извечный вопрос: откуда я, куда и зачем?
И еще одно важное наблюдение: посмотрев фильм о монашестве, у людей не возникает религиозного ажиотажа. Они даже об Афоне не вспоминают, выйдя из кинотеатра, говорят о своих семьях, о доме, о своем городе и Отечестве. Все, что они увидели, преломляется в культурном пространстве каждого сердца.
– Есть пословица: «Не место спасает человека, а образ его жизни». Говорят, что с такими словами афонские отцы обращались к желающим приехать на Святую Гору. Но если почитать современные книги и статьи, то может сложиться впечатление, что там и «место такое, что может спасти».
– Я думаю, что человек, который не смог найти себя вне Афона, скорее всего не найдет себя и на Афоне. Самая большая иллюзия заключается в надежде, что в нашей жизни что-то изменится через год, через пять или десять, что мы с чем-то сможем справиться. Это всё самообман. Мы будем находиться ровно в том состоянии, в котором находимся в данный момент.
Я поясню. Если мы в данный момент, прямо сейчас ничего не начнем делать для успеха в чем-либо, будь то духовная жизнь, спорт или профессиональная деятельность, в нашей жизни ничего не изменится. С завтрашнего дня или с понедельника бегать не начинают.
Поэтому здесь всё крайне просто и с Афоном, и с этими попытками куда-то убежать. Как сказал один мудрый человек: если ты не найдешь мир внутри себя, то даже если убежишь на Северный полюс, то и там белый медведь придет и не даст тебе покоя. А если будешь в мире, то он тебе будет рыбу приносить.
– В конце фильма его название звучит как вопрос к зрителю: «Где ты, Адам?». Но фильм-то смотрят в основном люди мирские и семейные. Есть ли в фильме подсказки, чтобы этот вопрос к зрителю не стал риторическим?
– На этот вопрос можно дать лишь свой ответ. Я думаю, каждый из нас будет искать его до последнего вздоха. Как прекрасно сказал Геронда в фильме, «пока не перестанет биться сердце и не высохнут глаза».
Этот Адам прячется в каждом из нас, и когда тебя через совесть позовет Господь, нужно найти в себе мужество выйти и сказать Ему: «Да, я такой вот, я ошибся, я сделал плохо», а не искать себе оправдания.
Когда мы открыто признаемся в своей немощи и перестанем от этого расстраиваться, будем надеяться на милость Творца, то наши попытки перестать прятаться от Бога увенчаются успехом. Если мы думаем над этим вопросом, они уже успешны. Но процесс поиска себя – не сиюминутная вещь, здесь нужно трудиться всю жизнь.
Олег Карпенко