- Владыка митрополит, почему дети воцерковленных родителей уходят из Церкви?
- Возможно, здесь имеет место недостаточное воцерковление ребенка. Ведь то, что его родители ходят в храм, еще не говорит об их церковности. Важно, чтобы церковной жизнью взрослые жили постоянно и чтобы внутри семьи полностью сохранялись все православные традиции.
Мне доводилось видеть много верующих людей, которые по субботам и воскресеньям ходят на церковные службы, а гуляя с детьми по городу в будний день, могут пройти мимо Дома Божия и даже не перекреститься. Это проблема для нас. Мы идем мимо храма по улице, и для нас магазин порой бывает ценнее. Так, с раннего возраста дети видят, что их родители в повседневной жизни на храм не обращают внимания. А почему бы не зайти туда, хотя бы на две-три минуты, помолиться, приложиться к иконам.
Но, увы, такие верующие обходят храм стороной: они бегают по одному, второму, третьему магазину, ищут одно, второе там. А ребенок все это запоминает, и у него складывается впечатление: взрослые в храм ходят формально, чтобы просто отдать дань Богу, и больше ничего. Необходимо помнить, что дети впитывают всё, как губка. И если человек стал христианином, то он должен быть им всегда и везде: и дома, и на рабое, и на улице.
Хочу подчеркнуть: плохое прилипает легко, не надо усилий, чтобы совершать грех, он сам навязывается нам в жизни. Добродетель же достигается трудом. Чтобы сделать самое простое доброе дело – простить ближнего, попросить прощения: «Извини меня, я не прав», – надо себя принудить, преодолеть свое внутреннее «я». Для этого человеку порой нужно приложить немалое усилие. А вот даже большой, смертный грех человек совершает легко.
Эту антропологическую истину замечательно сформулировал апостол Павел: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». Это значит, что большинство хороших и социально значимых поступков мы делаем, переступая через себя. И напротив, в нашу жизнь легко входят пороки. На протяжении всей жизни человек должен сдерживать себя. Развитие греха в человеке начинается с мысли: он увидел, подумал, ему понравилось… То есть сначала человек в мыслях совершает грех, а лишь потом на деле, и так постепенно грех входит в его жизнь… Опыт самопознания – один из краеугольных в религиозной жизни вот уже не одну тысячу лет. Христианин должен знать себя, быть целостным и уметь управлять своим внутренним миром.
Если родители хотят, чтобы их дети выросли хорошими, прилежными, добрыми людьми, то они везде, и дома в том числе, должны вести себя по-христиански.
- Примерно 8 подростков из 10 уходят из Церкви… А ведь подростки – это будущее Церкви… Что должны делать приходы для решения этой проблемы?
- Приходы должны более активно работать с людьми. Священникам необходимо посещать дома и семьи прихожан. Я часто советую священникам и клирикам: «Купите тортик или пусть ваша матушка испечет пироги, возьмите их и навестите прихожан, особенно тех, у кого есть дети, побеседуйте с ними» Опять-таки скажу: поведение и священника, и прихожан, обстановка в приходе сильно влияет на молодого человека. Для подростков приход должен быть домом, духовным домом, этаким духовным центром, куда бы они стремились. Поэтому не только совершать службы надо, но и вести активную внебогослужебную жизнь. Помогая друг другу, священник и прихожане должны работать в этом направлении, ведь так и проявляется любовь. Весьма полезно приходу собраться и поехать куда-то в паломничество, скажем, на автобусе. Можно отдельно устраивать детские паломничества, организовывать культурные мероприятия – это очень важно.
А значит, взрослые не должны пренебрежительно относиться к детям, которые приходят в храм или в воскресную школу: «А, это дети, они только мешаются…». И еще. Важно помнить: центр работы воскресной школы, как бы ее хребет – это богослужебная жизнь. Надо привлекать детей к молитве, научить их молиться. А мы часто сами безразличны к этому.
В итоге, многие ученики воскресной школы не ходят на службу, а посещают воскресную школу ради того, чтобы хорошо провести время: там образовалась хорошая компания, их никто не обижает. Когда же они выйдут из детского возраста, чаще всего годам к 12-13, то у них появятся другие интересы, и уже в воскресной школе им станет скучно. Они будут искать свою компанию вне церковной ограды.
Почему? Потому, что повзрослевшие дети не почувствовали жизнь прихода, не ощутили себя неотъемлемой частью приходской общины, не прониклись богослужением, а это очень важно. Ведь любая церковная служба по своей сути – миссионерская, всякое богослужение несет Христа в сознание, в жизнь людей. Каждая Литургия должна приближать человека к Богу. Мы должны сделать так, чтобы литургия, действительно, была общим делом, в том числе и для подростков. Ведь слово «литургия» переводится как «общее дело».
Нужно, чтобы прихожане не стояли, как незажженные свечи, а горели в молитве. Если свечку ставим на подсвечник, а она гаснет, то мы можем даже возмутиться, а когда она горит, то это приносит нам радость, утешение духовное. И наша душа должна в молитве гореть. Каждый человек в храме должен чувствовать единение в молитве, совершаемой «едиными устами и единым сердцем». Большой ошибкой всех нас является то, что мы без участия в общей церковной молитве посещаем храм, пишем записки, подаем их, ставим свечи, ждем, когда выйдут с Чашей Причащения.
А мы все должны молиться: не только епископ или священник, или диакон, или певчие на клиросе – все должны участвовать в богослужении. В этом и заключается наше общее дело. Общая, единая молитва должна быть. И поэтому каждая Литургия – миссионерская, в том смысле слова, что она должна приводить ко Христу. К тому же, мы должны сделать так, чтобы в приходах была доступная литература, которая бы разъясняла для детей и взрослых, ЧТО совершается в храме, как молиться, для чего нужна молитва… Необходима также катехизация прихожан. Это сделает участие человека более сознательным, как в богослужении, так и в жизни прихода.
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским Климентом