ПОЧЕМУ ВАЖНО ПРАВИЛЬНО ВЕРОВАТЬ?

             Беседа с иеромонахом Сергием (Рыбко)

 

 

— Отец Сергий,  Святые Отцы пишут о том, что аскетическая жизнь неразрывно связана с испо­веданием православной веры, что если человек пра­вильно исповедует догматы, он и живет правильно. Почему это так ?

— Мировоззрение человека отражается на всем его поведении. Чем ближе он к истине, тем пра­вильнее его поведение, а чем дальше от истины, чем он более страстен, тем более порабощен отцом лжи, дьяволом (Ин. 8, 44), и, соответственно, все его поведение лживо, лукаво, корыстно, эгоистич­но, он является носителем зла в этом мире.

Это, наверное, можно видеть и в окружающих нас людях. Когда человек имеет правильное пред­ставление о Боге, Святой Троице, Господе нашем Иисусе Христе, Пресвятой Деве Богородице, о том, что такое Церковь, Таинства, он и жизнь свою строит в соответствии с теми духовными законами, по которым Господь устроил мир. И со­блюдая их, стараясь жить праведно, он получает соответствующие плоды: добродетели, благодат­ные дарования.

Как сказал Екклесиаст, нет ничего лучше, как ве­селиться и делать доброе в жизни своей (Екк. 3, 12). И еще: Бог силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9, 8). До­вольство — это благодарность за все то, что есть у человека, за все блага земные, духовные и душев­ные. А благочестие — это почитание единого Блага, то есть Бога, воли Божией, закона Божия, житель­ство по заповедям Божиим. От того, как человек верует, какое у него мировоззрение, зависят его взгляды и на духовную жизнь, т. е. его духовность.

  • А есть ли связь между добродетелью, покаяни­ем и догматически правильным исповеданием веры? Конечно, здесь есть самая прямая связь. Как мы сказали, если человек правильно верует, т. е. правильно понимает истины веры и нравственные догматы, то он правильно живет. Но в то же время только при правильном, покаянном жительстве можно правильно понять православные догматы. Получается, что правильно понять Евангелие и на­учиться жить по нему может человек, который по­нимает, что главное в жизни христианина — это покаяние.

Покаяние очищает ум и сердце от страстей. Ум, очищенный от страстей, начинает видеть Бога, правильно понимать истины православного веро­учения, в том числе догматические истины. Естественно, новоначальный, приходящий в Церковь, причастен страстям, и грех не дает ему правильно понять эти истины. Часто люди недооценивают важность православной веры, у них возникает мнение, будто все равно, как веровать. Они гово­рят: «Какая разница: быть католиком, протестан­том или православным, главное — быть хорошим, добрым».

Но когда человек начинает подвизаться в дела­нии евангельских заповедей, он, естественно, на­чинает интересоваться историей Церкви, видит, какой большой период времени занимает борьба ее с ересям и, как нечестиво жили и живут еретики, какие тяжкие они совершали преступления. И сейчас еретики вряд ли отличаются чистотой жиз­ни и веры. Православные же своей подвижничес­кой жизнью, стремлением к чистоте и целомудрию доказали свое правильное исповедание веры.

  • Отец Сергий, а что для христианина должно являться основанием веры? Ведь то, что нам подсказывает сердце, не всегда правильно, а использо­вать доказательства ума — очень сложно, дьявол может нас запутать. Известно, что отец Павел Флоренский пытался составить логические форму­лы с апологетической целью математически доказать существование Бога. Но не для каждого это приемлемо. Если человек начинает напряженно рас­суждать, у него могут появиться помыслы сомне­ния. Итак, что следует положить нерушимым ос­нованием нашей веры?
  • Вера каждого человека богооткровенна, то есть Господь открывается каждому так, как считает  причем, с одной стороны, не совершая насилия над нашей природой и волей, а с другой стороны, именно открывая Себя ищу­щему, сначала приготовляя его к этому.

У святителя Феофана Затворника есть такой тер­мин — предваряющая благодать: Господь открывает нам глаза на этот мир, на то, что блага земные — не конечные, а временные, скоротечные, а человек — существо, созданное для другой жизни, и нуждается во благах более основательных — вечных. Мы начи­наем задумываться о смысле своего бытия, о смерти. Святому апостолу Павлу Господь открылся тог­да, когда тот шел по дороге в Дамаск, причем с це­лью преследовать христиан. Господь озарил его Фаворским светом, от которого Савл (это имя но­сил тогда будущий апостол) ослеп. Это было, мож­но сказать, промыслительно, и в яростном гоните­ле совершился переворот (см. Деян. 9, 3—6). Но, я думаю, что этот переворот был подготовлен зара­нее. Наверно, прежние встречи с христианами, которых он притеснял, отразились в его ищущей душе. Он гнал христиан с ревностью не по разуму, не понимая их, но он видел, как они терпеливо страдали, видел их упование на Бога, и каждая та­кая встреча постепенно меняла его: он начал со­мневаться в том, правильно ли он поступает, дей­ствительно ли христиане — заблудшие еретики. Думаю, в этот момент ему и явился Господь. Свя­титель Иоанн Златоуст говорит, что всегда была Божия воля на то, чтобы апостол покаялся, но по­чему он покаялся именно по дороге в Дамаск? По­тому что только тогда он стал готовым для этого. Опыт богообщения не одноразовый акт, от каж­дой встречи с Богом человек меняется. Если он встает на путь христианский, путь делания еван­гельских заповедей, то приходит благодать и начи­нает все преобразовывать в его жизни: вокруг него и внутри него, его мировоззрение и ценности.

В одном из своих писем святитель Игнатий (Брянчанинов) на вопрос, в чем заключается сча­стье, дает такой ответ: «Величайшее счастье и ра­дость — это Господь и общение с Живым Богом». В другом письме он замечает интересную вещь: он пишет, что рядом с ним есть люди, которых он искренне любит и радуется, общаясь с ними и ви­дя их духовное преуспеяние. В таком общении с ближними о Господе тоже заключается счастье пастыря, монаха. На самом деле, у нас есть много своих радостей, но все они — именно на пути к Господу. Такой духовный опыт — это величайшее благо.

Логические доказательства тоже нужны, потому что многим людям, еще смутно осознающим, что с ними происходит, необходимы убеждения, кото­рые ниспровергают ложь атеизма и других религий.

—  Святитель Феофан Затворник говорит, что Бог еще до нашего рождения знает нашу участь. По­лучается, что наше спасение зависит не от нас ? Какже нам тогда нужно жить ?

—Действительно, Господь, еще до сотворения мира знал, кто из нас спасется. Об этом очень хо­рошо сказано в книге святителя Иоанна Тоболь­ского «Илиотропион». Сотворению мира пред­шествовал предвечный Совет Святой Троицы. И, когда Лица Святой Троицы совещались между Собой, Они уже знали, когда какой листочек упадет на землю, каким будет каждый человек и
кто как закончит свою земную жизнь. Святая Троица знала это по Своей мудрости, по предвидению. Но это никоим образом не влияет на сво­боду человека.

У магометан есть такое учение — фатализм, то есть они верят, что все предопределено, и чело­век — это некий винтик, который сам ничего не может, т. к. одни с самого начала предопределены ко спасению, а другие — к погибели. Это учение не принято Православной Церковью, потому что че­ловек сам участвует в своем спасении, а то, что Господь заранее, еще до событий знает, что про­изойдет, это одно из свойств Божиих — Его вели­чайшая мудрость.

Святитель Иоанн Тобольский приводит такой пример. Мы стоим около дороги и видим карету, которая потеряла управление. Она несется к обры­ву, но ни возница, ни лошадь не видят этого обры­ва, а мы стоим в стороне и видим, что карета не­пременно упадет в обрыв. Она упадет туда не пото­му, что мы это наблюдаем, а сама собой, поскольку так складываются обстоятельства, а мы просто ви­дим происходящее потому, что стоим в такой точ­ке, откуда это хорошо просматривается.

Поэтому, хотя Господь и знает заранее, кто спа­сется, а кто нет, Он, делает все для спасения каж­дого человека, поскольку Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Он любит Свое создание и не может не забо­титься о нем, подобно тому, как мать, даже если ее ребенок преступник, даже если он обижает и ос­корбляет ее, любит его и заботится о нем как мо­жет. Это любовь Божия к Своему творению и за­бота о его спасении — тоже одно из свойств Божи­их. А то, что некоторые люди отвергают Божию заботу,— их злая воля. Они погибнут, потому что не захотели потрудиться, предпринять подвиг спа­сения и достигнуть его с Божией помощью.

Думаю, что спасение зависит и от Бога, и от нас. Мы сами себя спасти не можем, так же, как утопающий, сам себя вытаскивая за волосы, мало в чем преуспеет. Господь спасает гибнущего челове­ка тогда, когда человек сам этого хочет и сам помо­гает Богу себя спасти. Тогда при обоюдном дейст­вии — Божием и человеческом — и происходит спасение.