Беседа с иеромонахом Сергием (Рыбко)
— Отец Сергий, Святые Отцы пишут о том, что аскетическая жизнь неразрывно связана с исповеданием православной веры, что если человек правильно исповедует догматы, он и живет правильно. Почему это так ?
— Мировоззрение человека отражается на всем его поведении. Чем ближе он к истине, тем правильнее его поведение, а чем дальше от истины, чем он более страстен, тем более порабощен отцом лжи, дьяволом (Ин. 8, 44), и, соответственно, все его поведение лживо, лукаво, корыстно, эгоистично, он является носителем зла в этом мире.
Это, наверное, можно видеть и в окружающих нас людях. Когда человек имеет правильное представление о Боге, Святой Троице, Господе нашем Иисусе Христе, Пресвятой Деве Богородице, о том, что такое Церковь, Таинства, он и жизнь свою строит в соответствии с теми духовными законами, по которым Господь устроил мир. И соблюдая их, стараясь жить праведно, он получает соответствующие плоды: добродетели, благодатные дарования.
Как сказал Екклесиаст, нет ничего лучше, как веселиться и делать доброе в жизни своей (Екк. 3, 12). И еще: Бог силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9, 8). Довольство — это благодарность за все то, что есть у человека, за все блага земные, духовные и душевные. А благочестие — это почитание единого Блага, то есть Бога, воли Божией, закона Божия, жительство по заповедям Божиим. От того, как человек верует, какое у него мировоззрение, зависят его взгляды и на духовную жизнь, т. е. его духовность.
- А есть ли связь между добродетелью, покаянием и догматически правильным исповеданием веры? Конечно, здесь есть самая прямая связь. Как мы сказали, если человек правильно верует, т. е. правильно понимает истины веры и нравственные догматы, то он правильно живет. Но в то же время только при правильном, покаянном жительстве можно правильно понять православные догматы. Получается, что правильно понять Евангелие и научиться жить по нему может человек, который понимает, что главное в жизни христианина — это покаяние.
Покаяние очищает ум и сердце от страстей. Ум, очищенный от страстей, начинает видеть Бога, правильно понимать истины православного вероучения, в том числе догматические истины. Естественно, новоначальный, приходящий в Церковь, причастен страстям, и грех не дает ему правильно понять эти истины. Часто люди недооценивают важность православной веры, у них возникает мнение, будто все равно, как веровать. Они говорят: «Какая разница: быть католиком, протестантом или православным, главное — быть хорошим, добрым».
Но когда человек начинает подвизаться в делании евангельских заповедей, он, естественно, начинает интересоваться историей Церкви, видит, какой большой период времени занимает борьба ее с ересям и, как нечестиво жили и живут еретики, какие тяжкие они совершали преступления. И сейчас еретики вряд ли отличаются чистотой жизни и веры. Православные же своей подвижнической жизнью, стремлением к чистоте и целомудрию доказали свое правильное исповедание веры.
- Отец Сергий, а что для христианина должно являться основанием веры? Ведь то, что нам подсказывает сердце, не всегда правильно, а использовать доказательства ума — очень сложно, дьявол может нас запутать. Известно, что отец Павел Флоренский пытался составить логические формулы с апологетической целью математически доказать существование Бога. Но не для каждого это приемлемо. Если человек начинает напряженно рассуждать, у него могут появиться помыслы сомнения. Итак, что следует положить нерушимым основанием нашей веры?
- Вера каждого человека богооткровенна, то есть Господь открывается каждому так, как считает причем, с одной стороны, не совершая насилия над нашей природой и волей, а с другой стороны, именно открывая Себя ищущему, сначала приготовляя его к этому.
У святителя Феофана Затворника есть такой термин — предваряющая благодать: Господь открывает нам глаза на этот мир, на то, что блага земные — не конечные, а временные, скоротечные, а человек — существо, созданное для другой жизни, и нуждается во благах более основательных — вечных. Мы начинаем задумываться о смысле своего бытия, о смерти. Святому апостолу Павлу Господь открылся тогда, когда тот шел по дороге в Дамаск, причем с целью преследовать христиан. Господь озарил его Фаворским светом, от которого Савл (это имя носил тогда будущий апостол) ослеп. Это было, можно сказать, промыслительно, и в яростном гонителе совершился переворот (см. Деян. 9, 3—6). Но, я думаю, что этот переворот был подготовлен заранее. Наверно, прежние встречи с христианами, которых он притеснял, отразились в его ищущей душе. Он гнал христиан с ревностью не по разуму, не понимая их, но он видел, как они терпеливо страдали, видел их упование на Бога, и каждая такая встреча постепенно меняла его: он начал сомневаться в том, правильно ли он поступает, действительно ли христиане — заблудшие еретики. Думаю, в этот момент ему и явился Господь. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что всегда была Божия воля на то, чтобы апостол покаялся, но почему он покаялся именно по дороге в Дамаск? Потому что только тогда он стал готовым для этого. Опыт богообщения не одноразовый акт, от каждой встречи с Богом человек меняется. Если он встает на путь христианский, путь делания евангельских заповедей, то приходит благодать и начинает все преобразовывать в его жизни: вокруг него и внутри него, его мировоззрение и ценности.
В одном из своих писем святитель Игнатий (Брянчанинов) на вопрос, в чем заключается счастье, дает такой ответ: «Величайшее счастье и радость — это Господь и общение с Живым Богом». В другом письме он замечает интересную вещь: он пишет, что рядом с ним есть люди, которых он искренне любит и радуется, общаясь с ними и видя их духовное преуспеяние. В таком общении с ближними о Господе тоже заключается счастье пастыря, монаха. На самом деле, у нас есть много своих радостей, но все они — именно на пути к Господу. Такой духовный опыт — это величайшее благо.
Логические доказательства тоже нужны, потому что многим людям, еще смутно осознающим, что с ними происходит, необходимы убеждения, которые ниспровергают ложь атеизма и других религий.
— Святитель Феофан Затворник говорит, что Бог еще до нашего рождения знает нашу участь. Получается, что наше спасение зависит не от нас ? Какже нам тогда нужно жить ?
—Действительно, Господь, еще до сотворения мира знал, кто из нас спасется. Об этом очень хорошо сказано в книге святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион». Сотворению мира предшествовал предвечный Совет Святой Троицы. И, когда Лица Святой Троицы совещались между Собой, Они уже знали, когда какой листочек упадет на землю, каким будет каждый человек и
кто как закончит свою земную жизнь. Святая Троица знала это по Своей мудрости, по предвидению. Но это никоим образом не влияет на свободу человека.
У магометан есть такое учение — фатализм, то есть они верят, что все предопределено, и человек — это некий винтик, который сам ничего не может, т. к. одни с самого начала предопределены ко спасению, а другие — к погибели. Это учение не принято Православной Церковью, потому что человек сам участвует в своем спасении, а то, что Господь заранее, еще до событий знает, что произойдет, это одно из свойств Божиих — Его величайшая мудрость.
Святитель Иоанн Тобольский приводит такой пример. Мы стоим около дороги и видим карету, которая потеряла управление. Она несется к обрыву, но ни возница, ни лошадь не видят этого обрыва, а мы стоим в стороне и видим, что карета непременно упадет в обрыв. Она упадет туда не потому, что мы это наблюдаем, а сама собой, поскольку так складываются обстоятельства, а мы просто видим происходящее потому, что стоим в такой точке, откуда это хорошо просматривается.
Поэтому, хотя Господь и знает заранее, кто спасется, а кто нет, Он, делает все для спасения каждого человека, поскольку Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Он любит Свое создание и не может не заботиться о нем, подобно тому, как мать, даже если ее ребенок преступник, даже если он обижает и оскорбляет ее, любит его и заботится о нем как может. Это любовь Божия к Своему творению и забота о его спасении — тоже одно из свойств Божиих. А то, что некоторые люди отвергают Божию заботу,— их злая воля. Они погибнут, потому что не захотели потрудиться, предпринять подвиг спасения и достигнуть его с Божией помощью.
Думаю, что спасение зависит и от Бога, и от нас. Мы сами себя спасти не можем, так же, как утопающий, сам себя вытаскивая за волосы, мало в чем преуспеет. Господь спасает гибнущего человека тогда, когда человек сам этого хочет и сам помогает Богу себя спасти. Тогда при обоюдном действии — Божием и человеческом — и происходит спасение.