Преп. Иоанн, писатель Лествицы, явился на Синай когда ему было всего 16 лет. Здесь он всецело предал себя совершенному послушанию, с отложением всякой своей рассудительности. На 20-ом году жизни он постригся в иночество. Затем по смерти старца Мартирия, под руководством которого он подвизался 19 лет, преп. Иоанн удалился в пустыню Фола, где и начал проводить свою жизнь в строгом посте, молитве, уединении и безмолвии, уклоняясь от разного рода, особенно внешних, подвигов. Хотя он и уклонялся от внешнего делания, зато он был глубоко проникнут чувством покаяния и источал обильные слезы, непрестанно сокрушаясь о своих грехах. Вообще вся его жизнь была непрестанная молитва и безпримерная любовь к Господу Иисусу Христу.
После сорокалетних подвигов он сделался игуменом Синайской обители, но через 4 года снова все оставляет и удаляется в уединение, где мирно отходит ко Господу (около 563 года), имея от роду 80 лет. Величайший из подвижников благочестия, преп. Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но и другим оставил руководство для их духовной жизни, написав душеспасительное сочинение — «Лествицу», где представил 30 ступеней духовного восхождения. В «Лествице», описывается борьба подвижника благочестия с пороками и страстями: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гордость, тщеславие, гнев и проч., которые одинаково свойственны как иноку так и мирянину. Вместе с тем, «Лествица» так же служит руководством к воспитанию добродетелей для всех христиан (таких, как например: кротость, целомудрие, терпение, смирение, молитва и др.).
Изображая путь постепенного восхождения к нравственному совершенству, «Лествица» — есть верное и надежное руководство к духовной жизни для всех ревнующих о благочестии и спасении души, что важно сегодня, в наши дни духовного оскудения. Образ преп. Иоанна Лествичника особенно поучителен нам в дни Св. Поста, когда каждый из нас призывается к подвигу поста и молитвы. Истинный подвиг — есть путь вольного самоограничения нашей жизни, предпочтение высших ценностей — ценностям низшим. Нам никогда нельзя ставить интересы плоти выше запросов духа.
Мiр всегда боялся аскетического подвига. Подвижник, аскет в представлении сынов века сего, всегда казался чем-то суровым, безжалостным, мрачным, лишенным радостного и полного приятия жизни. Путь подвижника — это путь прямой линии, кротчайшего расстояния между человеком и Богом. В образах святых подвижников, Св. Церковь показывает нам, на что способен человек с помощью Божией.
Да, это трудно! Но с Богом все возможно человеку — говорит Евангелие. Конечно же, не все могут быть как преп. Иоанн, но бороться с грехом, чаще заглядывать во внутренняя своего духовного мира: чем мы живем? для кого мы живем? что главное в нашей жизни? — работать над исправлением себя — это обязанность и долг каждого из нас.
Нам нужно изменить себя, стремясь к подобию Христа, подготовить и встретить св. Пасху не только телесно, но духовно обновленными.
Поэтому Св. Церковь в дни Великого Поста особенно призывает нас положить «начало благое» в нашей духовной жизни, имея перед собой пример и молитвенное предстательство святых и вечно живых подвижников христианского благочестия, указывающих нам путь в Царствие Небесное.
Подай нам, Господи, «подвигом добрым подвизатися», «течение поста совершити», сохранить веру и неосужденно поклониться Св. Христову Воскресению (из заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных Даров).