Доверие Промыслу Божию
Однажды, когда мы с моим старцем шли берегом Мертвого моря, – рассказывал братиям авва Дула, ученик преподобного Виссариона, – меня одолела крайняя жажда.
– Я хочу пить, авва, – сказал я старцу.
– Напейся из моря, – ответил он.
Я недоуменно взглянул на него. Разве можно пить эту воду, состоящую из соли и серы? Однако старец помолился и перекрестил воду благословляющей рукой.
– Пей, – повторил он.
Я послушался. Зачерпнув воды в ладонь, я стал пить. Горькая вода Мертвого моря стала слаще меда.
Увидев это чудо, я хотел было наполнить бывший у меня с собой маленький сосуд.
– Зачем ты набираешь воду? – спросил меня старец.
– Чтобы у меня была вода, когда я опять захочу пить, авва.
Он окинул меня суровым взглядом:
– Маловер! Бог, Который есть здесь, будет и дальше!
«Все ли учители?»
Один монах подвизался в общежительном монастыре, где безмолвствовал святой Варсонофий.
Однажды он, услышав о некоем искушении, в которое впал другой брат, решил, сам не достигнув совершенства, пойти к нему и дать духовно полезное наставление. Однако случилось так, что искушение отступило от того брата и перешло к нему самому.
Увидев, что его борет это искушение, он понял, что так случилось из-за того, что он не признался тому брату, что и сам болен той же болезнью и что в искушениях надо прибегать за советом к опытным отцам. Поэтому теперь он сам отправился к святому Варсонофию и исповедал ему то, что с ним приключилось.
Старец, выслушав его, сказал:
– Брат! Есть лишь один способ избавиться от этого искушения: осуди себя за все то, что ты наговорил своему брату, делая из себя учителя. И Бог простит тебя.
И в самом деле, брат сделал так, как ему сказал старец. Он осудил себя за свои слова. И, положив поклон, он тут же избавился от тяжкой брани и возблагодарил Бога.
Вот совершенство!
Однажды авва Силуан со своим послушником Захарией пришел в некий монастырь. Братья монастыря – исключительно по любви – решили предложить путникам немного пищи, прежде чем они продолжат свою дорогу.
Поев, они вновь отправились в путь. Идя по пустыне, послушник заметил источник воды и попросил своего старца:
– Старче! Благослови немного попить!
– Чадо Захария, мы сегодня постимся, – ответил ему старец.
Послушник, немного смущенный ответом старца, вновь спрашивает:
– Но, старче, ведь мы недавно ели в монастыре?
– Да, ели. Но там мы ели по любви, ради братий. А теперь будем продолжать пост.
Не будем строги к другим и снисходительны к себе
В одном общежительном монастыре жил некий монах по имени Тимофей. В этом монастыре разнесся нехороший слух об одном из монахов, что он впал в грех. Игумен позвал Тимофея и спросил, каково его мнение о том брате. Тимофей посоветовал ему выгнать грешника из обители. И в самом деле, игумен изгнал его из монастыря.
Однако, как только того брата выгнали, как боровшее его искушение отошло от него и нашло на Тимофея. Он настолько побеждался им, что находился в опасности впасть в тот же самый грех.
Тимофей пришел в себя и вспомнил, что он наговорил игумену про брата. Он заплакал и стал молиться:
– Боже мой, я согрешил, прости меня.
Тогда он слышит голос, который говорит ему:
– Тимофей! Все это случилось с тобой не по какой иной причине, как потому, что ты презрел и оставил своего брата в час искушения.
Покаяние спасительно, даже если не осталось времени для дел
Один отец рассказывал нам следующую назидательную историю.
В Фессалониках был небольшой женский монастырь. Одна из монахинь по сатанинскому действию сбежала из монастыря и впала в блуд. В таком жалком состоянии она жила много лет. Наконец, с помощью Человеколюбца Бога, она покаялась и снова возвратилась в обитель. Но, дойдя до монастырских ворот, она умерла.
О смерти этой монахини было открыто некоему святому человеку. Он видел, как святые Ангелы пришли за ее душой, а позади них стояли бесы. Между ними произошел спор. Святые Ангелы говорили, что монахиня покаялась и вернулась в свой монастырь. Однако бесы отвечали: «Нет, она наша, ибо столько лет была в рабстве у нас! К тому же она не успела войти в монастырь: как же вы говорите, что она покаялась?». Святые Ангелы возразили им: «Бог принял ее покаяние в ту же минуту, как увидел ее склонившейся к покаянию. Покаяться, чтобы довершить задуманное, было в ее руках; а ее жизнь была в руках Владыки всяческих».
Бесы, услышав эти слова, со стыдом удалились, оставив душу монахини в руках Ангелов.
Увидевший же это откровение рассказал о нем всем бывшим рядом.
Велик плод послушания
Об авве Иоанне Колове рассказывают следующий случай.
Однажды он посетил некоего старца, жившего в одном из скитов Фиваиды, и тоже стал жить там, в пустыне. Авва этого старца однажды взял сухую палку, посадил ее и сказал старцу:
– Ты будешь каждый день поливать ее кувшином воды до тех пор, пока она не станет плодоносить.
Вода была очень далеко от их келий. Чтобы принести ее к утру, нужно было с вечера отправляться в путь.
Спустя три года сухая палка зазеленела и дала плоды – орехи. Авва старца порвал плоды и принес их в церковь, сказав братиям:
– Возьмите, вкусите от плода послушания!
Сила братолюбия
Когда преподобный Савва Освященный был еще очень юным послушником в монастыре святого Евфимия, ему поручили печь для братии хлеб. И вот однажды дождливым днем, в то время как Савва месил тесто, один брат залез в печь и оставил там сушиться свою промокшую одежду. Савва, не видевший, что тот сделал, разжег печь. Тем временем брат пришел взять свои вещи, но, увидев горящую печь, едва не заплакал от огорчения, ибо у него не было другой одежды.
Святой Савва, видя, как расстроился брат, не стал терять времени. Одним прыжком он вскочил в печь и схватил в охапку одежду.
И вот чудо! Ни одежда нимало не пострадала от огня, ни со святым Саввой ничего не случилось. Пламя не коснулось его; не за его благочестие, как было с тремя отроками, но за его братолюбие.
Смирение всем полезно
У преподобного Пахомия был обычай один или несколько раз в неделю собирать монахов своего общежительного монастыря и учить их слову Божию. Однажды вместо того, чтобы самому наставлять братии, он повелел Феодору – еще юному возрастом и новоначальному в монашеской жизни – говорить перед братиями. Этим он хотел испытать его послушание. Добрый послушник, без возражений и ложного смиреннословия, в точности исполнил приказ своего игумена. Он встал и начал учить монахов слову Божию. Однако это не понравилось старшей братии. Они разгневались и демонстративно покинули собрание, удалившись в свои келии. Когда наставление окончилось, преподобный послал за ними, велев привести их к себе.
– Почему вы ушли с собрания? – строго спросил он.
– А что ты хочешь, авва? – с негодованием ответили они. – Ты ведь велел ребенку учить стариков!
Преподобный Пахомий глубоко вздохнул, и на его глазах показались, слезы.
– Верно говорят, что гордость – корень всех зол и что она разрушает все то доброе, что бедный человек строит с таким трудом. Уйдя с собрания вы, несчастные, презрели не Феодора, а Духа Святого, говорившего через него. Разве вы не видели с каким вниманием я, ваш духовный отец и учитель, слушал его? И уверяю вас, что до сего дня я не слышал более полезного поучения.
И, сказав это, он дал им строгую епитимию, чтобы сокрушить их самолюбие.