Слово в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Господи, что есть человек, что Ты помнишь о нем? И сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Не много умалил Ты его пред ангелами, славою и честию венчал его, поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (ср.: Пс. 8: 5–7). Так, движимый духом радости, славословил Давид вскоре после тайного получения помазания на царство земное. Но не большего ли ликования исполнимся, услышав слова обетования Царства Небесного: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34)? Дарование Царства Небесного, слава святости едва ли не меньше, чем слава ангелов, этих послушников Божиих и старших братьев рода человеческого. Слава эта возвещена Сыном Божиим, ставшим и Сыном Человеческим, Ангелом-Благовестником Великого Совета Святой Троицы, пришедшим в мир для спасения человеков.

Ибо в древности «произошла на Небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную; низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Совершилась Небесная победа, символически воспоминаемая нами ныне. «Итак, веселитесь Небеса и обитающие на них!». Но для земли настало время войны. «Горе живущим на земле и на море! Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр. 12: 7–12).

Здесь, на земле, этом поле скорбей и брани, ныне живет человек, а супостат, изгнанный с Неба в поднебесную и разбившись о нее, лютует и с адской силой восстает на мир Божий, уязвляя своими нечистыми осколками обольщенного им человека. Хочет сеять повсюду, подобно губительному мору, расколы и вражды, суеверие и невежество, неверие и боязливость, так что человек может возопить попускающему это Господу, подобно пророку Иеремии: «Ты созвал отовсюду, как на праздник, ужасы мои» (Плач. 2: 22). Велика злоба супостата, но не всесилен он, охраняет нас от нее Всемогущий, направляющий и ангелов Своих на спасение наше. А сколь велико ополчение Небесных помощников, было открыто святому пророку Елисею, чтобы и мы всегда помнили, что «тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними» (4 Цар. 6: 16).

Сколь велико ополчение Небесных помощников! Будем всегда помнить: тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые против нас

Ангелы, посылаемые в мир, были как бы десницей Божией: через них исполнялась воля святого Провидения о человеке, и были сенью крыл милости Его, покрывающие нас. Вот только некоторые деяния ангелов по свидетельству Священного Писания. Они открывали людям тайны будущего и повелевали хранить их; они выводили из плена и темниц, путеводили в пустыне, утешали в плену; непостижимым образом восхищали от земли и переносили в иные места; наставляли заблуждающихся к истине и укрепляли в праведности; просили о милости и укрепляли на брань; избавляли от смерти и поражали смертью; целили и хранили; славили Господа и возвещали радость; проклинали, посещали гневом и жестокостью; наставляли и истребляли.

Ангелы радуются покаянию грешников и содрогаются участи нераскаявшихся на последнем суде. Ангелы совершат последнюю жатву, когда придет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими. На земной жизни Христа Спасителя ангелы служили Господу в пустыне и укрепляли Его в гефсиманском молении. Ангелы Божии первыми известили тайны Божии о Святой Троице, Боговоплощении. Первыми известили о Рождестве Христовом и Его славном и светлом Воскресении. Кажется, всё ведомо предстоящим Небесному Престолу силам небесным – все, кроме Сущего. Но знает человек, что даже и в мирах Небесных есть тайна непостижимая, в которую они, по слову апостола Петра, желают проникнуть, – это тайна тайн, тайна искупления человека. Непостижимо им, как Бог собратьев их – «ангелов согрешивших – не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Пет. 2: 4), а человека так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного для его спасения и усыновления по благодати. «Ибо кому когда из ангелов сказал Бог: “Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя”? И еще: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”?» (Евр. 1: 5). В покаянии нас очищает от нравственной нечистоты, хотя и Небеса нечисты в очах Божиих, и в ангелах Своих Он усматривает недостатки (ср.: Иов 15: 15; 4: 18). И в Святой Чаще Евхаристии подает нам Самого Себя, делая и нашу плоть Богопричастной, что недоступно тем, кто не облечен плотью.

 

Совершая церковную память святых, во плоти живущих, и вспоминая их подвиги, мы стремимся посильно подражать им. Но совершая память бесплотных сил, можем ли подражать тем, кто плоти не имел? Возможно ли и из сегодняшнего торжества Неба изъять практический, а не аллегорический или измышленный урок и для земли? Ясно видим, что как Небесное может ниспадать в преисподнюю, так и земное восходить на Небо. Как и бесплотные бывают одержимы страстями, так и облеченных плотью одолевают страсти, потому что не плоть препятствует благочестию, но воля наша и желание, а соблазны мира сильны не сами собой, а нашей произвольной слабостью. Менее ясно, но, вверяясь не личному опыту, а слову Писания, видим, что это не ангелы Небесные далеки от нас, но мы удалились от них своим буйным житием, распугав их так, что отступает от нас Дух Господень и возмущает злой дух, от Господа посылаемый (ср.: 1 Цар. 16: 14–16).

 

Что же делать нам? Как же вновь приблизиться к ним, чтобы они приблизились к нам? Ангелы имеют высокое, хотя и неполное знание Сущего. Мы же о малом не ревнуем, хотя имеем великие дары – сотворены по образу и по подобию Божию. Как же использовать их? Василий Великий отвечает нам: «Через познание Евангелия». Христианство собственно и есть уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Но в трудных обстоятельствах жизни память слова евангельского как бы отнимается от нашего сердца и ума, и мы становимся беспомощными. Таковы сегодняшние дни болезни. Мы становимся боязливы и смотрим на происходящее «большими глазами страха, которые обыкновенно видят то, чего нет, и не видят того, что есть, – говорил святитель Филарет Московский в дни иного холерного поветрия – это слово, тогда сказанное, обращено и к нам. – Взирайте острым и мужественным оком проницания и благоразумной предосторожности…» Покаемся, отложим гордость, возбудим веру, утвердимся в надежде, возрастим милость человеколюбия и сострадания, умножим молитвы явные и тайные, чтобы приблизился срок, когда Господь пожалеет о бедствии нашем и скажет Своему поражающему ангелу: «Довольно! Теперь опусти руку твою». 

Силы Небесные, предстоящие Престолу Славы Творца, восклицают: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6: 3). Имея единого с ангелами Творца, можем и мы совершать это не самое трудное дело, всегда помнить о Промысле Божием, Его славе и за все благодарить Господа. «Слава Богу за всё» – эти слова да будут и на наших устах и в сердцах непрестанной молитвой, и мир ангельский снизойдет в души наши. Ангелы Божии – послушные исполнители воли Отца Небесного. Нам ли не подражать таким святым примерам послушания воле Божией и ближним нашим, смиряя свои споры, ссоры и взаимные обвинения?! Тогда и нас посетит ангельское смирение.

Ангелы Божии – послушные исполнители воли Отца Небесного. Это ли не пример для нас?

В Таинстве Крещения дается человеку светлый спутник – святой Ангел-Хранитель, духовный близнец, избавляющий и сберегающий от замыслов вражьих. И мы можем стать светлыми спутниками в жизни ближних и близких, быть для них, по слову Писания, подобным Ангелом-наставником, одним из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его к Богу, в терпении подражая ангелам (ср.: Иов 33: 23).

Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда супротивника Божия, но сказал: «Да запретит тебе Господь» – так повествует Священное Писание (см.: Иуд. 1: 9). И на нечестивцев святые ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят пред Господом укоризненного суда. Почему? Потому что брань их не к плоти и крови, брань их духовная ведется духом, укрепленным кротостью и истинной праведностью, миром, верой. Научимся и мы, воины Царя Небесного, в отношениях с теми, кто близ нас, одолевать гнев не более сильным гневом, но кротостью, гордость – смирением, дерзость – скромностью, неприязнь – молитвой, несправедливость – благодушным перенесением ее. Не побеждаться злом в своей душе, но будем добром побеждать зло. Таково житие христианина, ведущего брань против греха и страстей, брань, совершаемую поддержкой ополчения Небесного.

Научимся и мы не побеждаться злом в своей душе, но добром побеждать зло

Но придет срок, и ангелы Божии станут последними жнецами Страшного дня судного. Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего. «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13: 41). Тогда даже праведнику, падшему к ногам его, ангел скажет: «Смотри, не делай сего; я – сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись» (Откр. 19: 10). Поэтому будем с усердием и любовью молиться святым силам Небесным, Ангелам-Хранителям нашей жизни от ее первого благодатного вздоха и до последнего, чтобы мы в мире сердца и твердости веры нашей не лишались их помощи в радости и печали, в труде и покое, в пути и под домашним кровом, среди людей и в уединении, в помыслах и делах, в здравии и в болезни, в благополучии и в дни нестроений. Будем молиться, чтобы ангелы Божии хранили тех, кто имеет семью и кто не имеет, чтобы хранили детей и чад. Будем учиться у них непрестанному бодрствованию на страже души своей, чтобы одержать победу на самом опасном поле брани – поле жизни нашей. И тогда «живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится… яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою» (Пс. 90: 1, 11–12).

Аминь.  

Хранители и покровители благие. Проповедь иеромонаха Никона (Париманчука) на Божественной литургии 21 ноября 2020 г.