Слепцы следовали за Христом наощупь, в темноте своего внутреннего мира. Не видя Его Самого физическим зрением, они ухватились умом только за Его святое Имя. Все, что они могли делать, так это непрерывно и громко взывать: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Молитва слепцов была услышана, и чернота их внутреннего мира озарилась светом дневного солнца. Эта молитва получила позже другую формулировку: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя».
Имя Божие не есть четвертое Лицо Святой Троицы, как считали некоторые богословы, обвиняя в ереси имяславцев. В Имени Божием действует энергия Бога, которая есть Сам Бог, вне своей сущности.
«Имя Божие есть Бог, но Бог не есть имя», – писал Павел Флоренский, повторяя слова преподобного Калинника Исихаста.
«Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь Имя Божие, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа» (прав. Иоанн Кронштадтский).
В Имени Бога кроется священная тайна Церкви, промыслительно скрытая Господом от тех, кто может попрать ее ногами, и открытая для тех, кто с благоговением может нести словесную икону Бога в своем сердце.
Темные силы делают все возможное для того, чтобы практика Иисусовой молитвы была доступна как можно меньшему количеству людей.
Один современный афонский старец в тонком видении увидел огромное количество демонов, которые окружили его келью, решив стереть подвижника с лица земли. В страхе и трепете он готов был принять смерть от этих грозных полчищ. Но явившаяся ему Матерь Божия приказала бить бесов Именем Ее Сына. Монах стал с большой силой, сердечным стоном и воплем повторять Иисусову молитву. Вместе с ней как бы некий столб огня стал извергаться из его сердца. Этот огонь словно мощная струя напалма обрушилась на демонскую орду, и они с криком ужаса стали убегать от монаха в разные стороны (Неизвестный Афонский Исихаст. Трезвенное созерцание. М. 2011 г. Стр. 48).
Ничего дьявол не боится больше, чем того, когда человек начинает призывать Имя Божие. Поэтому темные силы делают все возможное для того, чтобы практика Иисусовой молитвы была доступна как можно меньшему количеству людей. Кому-то они внушают, что это ученье ложь и ересь, кого-то пугают мыслью о том, что так можно попасть в духовное самообольщение (прелесть) или вообще сойти с ума, кому-то шепчут, что эта практика только для монахов, и то не для всех.
Христианство – это вера в Личность. В этом принципиальное отличие христианства от всех других мировых религий и мировоззренческих моделей.
Сатана хорошо знает то, о чем писал праведный Иоанн Кронштадтский: «Когда запрещаешь дьяволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое Имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый».
Христианство – это вера в Личность. В этом принципиальное отличие христианства от всех других мировых религий и мировоззренческих моделей. Ислам проповедует веру в откровение, данное людям в Коране. Буддизм – это вера в путь и правильность следования по нему. Только Христиане верят не «во что», а «в Кого».
С книгой и дорогой невозможно разговаривать. Идею нельзя звать по имени. Христос – это Личность, и с этой Личностью мы имеем связь в Евхаристии и в Его Имени. Поэтому практики, достигшие вершины созерцательной молитвы, учат нас призывать Имя Божия так же, как мы причащаемся Тела и Крови Христа. С таким же благоговением, как мы вкушаем Святые Дары, с таким же страхом Божьим, трепетом и любовью нам нужно вдыхать Имя Божия в свое сердце.
Преподобный Никодим Карульский учит своих учеников: «С верою я свожу ум из головы в сердце, вдыхая ноздрями в себя воздух, произнося «Господи, Иисусе Христе». Вместе с Именем Божьим ум опускаю в сердце и слежу, чтобы он слышал каждое слово. Выдыхая из себя воздух, произношу «помилуй мя», также с заключением ума в слова молитвы. Вдыхая воздух, смотрю на Господа, а выдыхая – на свою греховность».
Обращение к Имени Божьему – это не вопрос увлечения или хобби. Это вопрос жизни и смерти. Если мы не свяжем наш ум с Его Именем, то он будет ходить по помойкам других имен. Ум по своему тонкому устроению и легкой подвижности обязательно начнет прилепляться к своим греховным привычкам, воспоминаниям, ощущениям и будет формировать из них образы своего потокосознания.
Обращение к Имени Божьему – это не вопрос увлечения или хобби. Это вопрос жизни и смерти.
Проследите за своим умом хотя бы в течение одного дня и вы увидите, как часто он лезет в то, что его совершенно не касается, размышляет над вопросами, которые к нему не имеют ни малейшего отношения, пытается решить общепланетарные вопросы и мировые проблемы, становится экспертом того, в чем на самом деле ничего не понимает, играет в вымышленные им же самим роли, ведет бессмысленные диалоги, споры и т.п. И на всю эту ерунду уходит бесценное время вашей жизни и энергия вашего организма.
Имя Божие очищает ум от всего этого мусора, соединяет его с вашим сердцем, в котором открывается «Царство Божие, которое внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Но соединение ума и сердца с Именем Божиим не дается даром, его нужно купить очень дорогой ценой, продав все, что имеешь (Мф. 13:44-46). Всю жизнь нужно потратить на то, чтобы наше сердце стало богоносцем.
Однако надо при этом не переступить тонкую грань, отделяющую православное учение имяславия от ереси имябожников. Не звуковая материя, не «плоть» Имени Бога уже становится Божественной по природе, а внутреннее содержание Имени, Его Первообраз. Бог присутствует в Своем Имени. Это присутствие ощущается человеком только тогда, когда он произносит Имя Божие с верою и благоговением, и остается неощутимым, когда Имя Божие произносится всуе.
Еще более пагубна противоположная рационалистическая ересь, которая отрицает саму возможность почитания Имени Божия. Эта позиция сближает противников имяславия с иконоборцами. Оба эти пути ложны. Истина же находится, как всегда, посредине. Православная Церковь еще не дала нам точного, догматически оформленного, определения учения имяславия.
Пока что мы держимся простой и понятной формулы архиепископа Феофана (Полтавского): «В Имени Божием почивает Божество» (Божественная энергия). Но зато у нас есть огромное практическое наследие отцов-исихастов, которые самим опытом своей жизни и теми плодами, которые они приобрели в результате этого опыта, утверждают истинность этого учения. Поэтому пока богословы спорят и ищут теоретических формулировок, опытные практики учат нас тому, что: «Лучше всего, чтобы молитва соединялась с дыханием. Когда вдыхаешь – привлекаешь благодать Божию к себе. Когда выдыхаешь – питаешься благодатью Божией» (иеромонах Симеон Афонский).
Жизнь слишком коротка, чтобы ждать выводов кабинетных теоретиков, поэтому лучше всего следовать советам опытных практиков, в чем да поможет нам Бог.