Дорогие братья и сестры, давайте поднимем глаза вверх и посмотрим на изображение Распятия Христова, которое находится в нашем храме над алтарем. Мы видим предстоящих перед крестом Христовым Пресвятую Богородицу, апостола Иоанна Богослова, Лонгина сотника и других людей, которые были на Голгофе в момент распятия Господа. Но вместе с ними мы видим и тех, кого не было в то время в Иерусалиме, кто жил гораздо позже много столетий спустя, видим некоторых новомучеников Церкви Русской. Это изображение символично, потому что вся жизнь этих людей, пострадавших за Церковь Христову в XX веке, была таким же предстоянием перед крестом Христовым. Легко было людям быть со Христом, когда Он творил чудеса, исцелял, учил, насыщал людей хлебом. Многие сотни и тысячи ходили вслед за ним, а когда Христос был распят на кресте, только единицы самых верных учеников остались рядом с Ним.
Так случается всегда, когда Церковь бывает гонима. Пока все мирно и спокойно – множество людей старается приходить к Богу. А в то время, когда Церковь гонима, когда тело Христово терзают и распинают гонители, тогда остается людей совсем немного. И новомученики Русской Церкви – это как раз те, кто стояли у креста Христова, кто были на Голгофе в XX веке. Справа мы видим фигуру священника с двумя его сыновьями – священномученика Философа Орнатского, его память совершается сегодня. Отец Философ пострадал в самом начале гонений – в 1918 году. Он служил в Петрограде, был очень активным священником, много времени посвящал просветительской деятельности, проводил беседы для рабочих на заводах, стремился к тому, чтобы преподавание Закона Божия было не формальным, а действительно учило детей Закону Божию. После революции за свое обличение действий безбожной власти он был арестован и расстрелян. Мы даже не знаем точную дату его кончины, поэтому его память поставлена в день его тезоименитства, на память древнего мученика Философа.
Чему нас может научить житие этого святого?
|
Есть интересный момент, часто встречающийся в житиях новомучеников. Священномученик Философ постоянно в своей жизни пересекался с другими святыми того же времени. Он был духовным чадом, а можно даже сказать, что и духовным другом праведного Иоанна Кронштадтского (отец Иоанн нередко бывал в гостях у отца Философа). Одним из родственников отца Философа и тоже близким по духу человеком был священномученик Пимен (Белоликов), который пострадает также в самом начале гонений в Казахстане. Очень ценил отца Философа и священномученик Владимир, будучи на Санкт-Петербургской кафедре, и его преемник священномученик Вениамин Петроградский. Почему это важно для нас? Такие эпизоды мы видим в житиях многих святых. Дело в том, что святость всегда не бывает поодиночке. Святой всегда стремится находить рядом с собой других святых. Конечно, бывали отшельники, которые уходили в пустыни и никого не видели, но это скорее исключение. Всегда, когда человек хочет приблизиться к святости, он находит тех людей, которые уже это сделали, и старается у них научиться.
Преподобный Симеон Новый Богослов так и говорит: «Если ты хочешь стать святым, найди какого-нибудь святого и учись у него», – и представляет святых Христовой Церкви как такую золотую цепь, звенья которой цепляются одно к другому, а в итоге цепляются к престолу Божию друг через друга. Это очень важно и для нас. Это не означает, что нам нужно ехать куда-то далеко, искать каких-то прозорливых старцев, которые откроют нам истину. Это означает, что нам нужно выбирать, с кем нам общаться, с кем нам дружить, кто будет близким нам человеком. От этого очень многое зависит.
Думаю, все мы знаем – и в нашем окружении, и среди знакомого духовенства – тех людей, которые пусть не святые, но по крайней мере искренне к этому стремятся и делают для этого все возможное, все, что в их силах. И очень важно, чтобы такие люди были нашими близкими, были нашими друзьями, чтобы с ними мы общались и у них учились.
Все вы знаете пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты» – вот и в духовной жизни это очень верно. Когда человек общается с людьми духовно высокими или хотя бы стремящимися к этому, он сам возрастает. И при этом мы знаем, как много может повредить человеку нахождение в плохой компании, дружба с людьми, которые не стремятся к служению Богу.
Давайте же постараемся, как священномученик Философ, прилепляться к тем людям, которые стремятся к Богу, чтобы и нам также у них чему-то учиться и к Богу стремиться. И быть вместе со Христом, с Его новомучениками в Царствии Небесном. Аминь