УНЫНИЕ – ЭТО ПАРАЛИЧ ДУШИ И ТЕЛА

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Возлюбленные братья и сестры!

Великое множество чудес и исцелений совершил и по настоящее время совершает Господь наш Иисус Христос, истинный Врач и Целитель души и тела. Сегодняшнее Евангельское чтение рассказывает нам об удивительном событии, которое произошло две тысячи лет назад, но не теряет своей актуальности и по сегодняшний день, – исцелении Христом расслабленного (см.: Мк. 2: 2–12). История исцеления не просто рассказ или повесть, это еще ободрение и утешение для всякого теряющего надежду, но не перестающего до последнего верить и уповать на Бога. Эта история – свидетельство того, насколько Бог близок к нам, к нашим нуждам, прошениям и мольбам. Он готов прийти на помощь в любую минуту нашей жизни, но для этого нужно одно непременное условие – вера, именно она помогает впустить Бога в нашу жизнь. Где есть вера – есть место для Божественного чуда.

Где есть вера – есть место для Божественного чуда

Кто же этот расслабленный? Мы не знаем детальных подробностей его жизни. Одно очевидно: это очень больной человек, который не в силах был передвигаться самостоятельно, будучи разбит параличом и полностью или частично обездвижен; он, как и многие страдающие от этого недуга, не утратил умственные способности, память и здравый смысл. От того и жизнь этого несчастного превратилась в кромешный и повседневный ад. Ведь если бы его болезнь, скажем, протекала в состоянии комы или полной безрассудности, то это было бы не столь мучительно. Но здесь все обстоит иначе: тело неподвижно, а вот ум не перестает работать и думать, и нескончаемый поток мыслей подобен ретивым коням, которых невозможно сдержать одним усилием воли и они бросают своего хозяина из жара в холод и наоборот. Так день за днем, месяц за месяцем. Мысли, которые балансируют на грани надежды и отчаяния – от желания получить скорую и чудесную помощь до нежелания жить и бороться за жизнь. Человек ощущает себя обузой для окружающих и понимает, что своим уходом он избавляет своих близких от тяжелой ноши.

Принято считать, что именно вера четверых самоотверженных тружеников, принесших расслабленного, помогла ему обрести здоровье. И по праву мы можем восхищаться их добрым поступком. Вот и мы должны быть такими же скорыми на добрые дела и помощь нуждающимся. Но все же нельзя не похвалить и веры парализованного. По мысли святых толкователей Священного Писания, в частности святителя Григория Паламы и святителя Иоанна Златоуста, разбитый параличом был обездвижен, но не был лишен разума, поэтому помощники не могли поступать вопреки его воле, насильно распоряжаясь его телом. И скольких усилий, риска, боли, а также общественного порицания со стороны иудеев ему стоила эта встреча со Христом! Сложно даже себе представить, чего стоило только поднять болящего на крышу и спустить его к ногам Христовым. Особое удивление вызывает то, как повел себя болящий. Болезнь настолько смиряет человека, что он все происходящее вокруг него воспринимает абсолютно безразлично, вся его жизнь ограничивается лишь кругом его болезни, а интерес к реальной жизни угасает. Болезнь настолько измучила его, что он готов был пойти на крайние меры. Ведь живая вера – это всегда конкретные действия. И пусть вера парализованного не способна была проявить себя на деле в силу неподвижности тела, но она проявила себя в желании, которое реализовали его верные друзья. Когда он был спущен в горницу и поднесен к ногам Спасителя, Христос говорит ему: «Чадо! прощаются тебе грехи твои», после чего расслабленный встал, взял свою постель и вышел.

А давайте теперь подумаем, как же нам соотнести эту историю с нашей жизнью. Совершенно здоровых, конечно, людей нет, но так или иначе многие из нас имеют физические силы и возможность передвигаться, работать, трудиться. И хотя чисто внешне мы кажемся здоровыми, но все же есть такие грехи, которые делают нашу душу такой же расслабленной и неподвижной к духовной жизни. Ведь все мы грешим, а грех парализует нашу волю, ослабляет силы души, растрачивает внутреннюю энергию, отгоняет Божественную благодать, отчего мы теряем свою цельность и становимся подобны разрозненной и разрушенной мозаике, которую под силу собрать только Богу.

Сегодня в общественной жизни активно употребляют термин физического или эмоционального «выгорания», пытаясь объяснить это либо кризисом возраста, либо неудовлетворенностью своим социальным положением или потерей смысла жизни и переоценкой ценностей. Конечно, человек – это не робот, и запас его сил не бесконечен. Но за термином «выгорание» стоит более глубокая духовная проблема и смертный грех.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Расслабление души – есть уныние». Так вот, уныние – это и есть расслабленность и тела, и души. И эта расслабленность проявляется как в делах житейских, так и молитвенных. Уныние – это паралич души, и потому оно может проявлять себя и в теле – как парализованность, при которой человек ничего не хочет делать, он может просто лежать обездвиженный в постели, подобно евангельскому расслабленному. И умереть хочется больше, чем жить.

Если мы стали замечать за собой охлаждение ко всему духовному и Божественному, молитва и чтение Священного Писания стали скучными и обременительными, посещение храма в тягость, а леность и постоянное искание телесного покоя превратились в обыденность – все это свидетельствует о нашей душевной расслабленности. Святой царь и пророк Давид назвал уныние сном души: Воздрема душа моя от уныния (Пс. 118: 28).

Остановимся на духовной стороне греха уныния, проявляющегося в молитве. Только берем в руки Молитвослов, как боль и тяжесть разливаются по всему телу, начинаем думать о своем здоровье, кажется, будто поднимается температура или повышается давление, помысел начинает нас убеждать, что мы заболели и нам нужно срочно отлежаться. Или появляется усталость и вялость, и мы начинаем себя убаюкивать мыслями о трудностях перенесенного дня, ищем разного рода оправдания. И тут подступает сонливость, которая склоняет тело к постели, и мы оставляем свои молитвенные правила и лишаем себя Божественной поддержки ночью.

Или во время молитвы подступают мысли, которые убеждают нас в важности других дел, связанных с работой, послушанием, делами по дому. От всего этого человек начинает торопиться в совершении молитвенных правил, желает побыстрее закончить, его молитва превращается в бессвязную и непонятную речь, сердце такого молящегося далеко отстоит от Бога, и такая молитва, по слову преподобного Антония Великого, приравнивается к празднословию. Незаметно начинает вырабатываться формализм в молитве, и мы пытаемся обмануть себя и успокоить свою совесть. Вроде бы правило выполнено и все обрядовые стороны соблюдены, а потому можно и не беспокоиться о выстраивании своих отношений с Богом.

Нужно всегда помнить: молитва – это труд, и без необходимых усилий нельзя достичь успеха в молитвенном подвиге. На молитве ноги должны быть приколочены к полу, дабы сохранить себя от праздношатания, глаза опущены долу, дабы не рассеивалось внимание, мысль должна быть заключена в слова молитвы. И если ум отвлекается, то тут же его надо возвращать в слова молитвы. Важно себя и понуждать к внимательной и неспешной молитве, помня о том, перед Кем мы предстоим и к Кому обращаемся. И пусть все наши дела подождут, пока мы молимся, как говорил некто из святых: «Если небо с землею столкнется, и тогда не ужаснется душа моя и не отлучится ум мой от памяти Божией».

Важно себя и понуждать к внимательной и неспешной молитве, помня о том, перед Кем мы предстоим и к Кому обращаемся

Поэтому прежде, чем встать на молитву, нужно внутренне подготовить себя ко встрече с Богом, отринуть от себя всякое саможаление и не ограничивать молитву какими-то временными рамками. Пусть не время управляет молитвой, а молитва временем. Будем медленно проговаривать слова молитвы, намеренно даже протягивать их, чтобы ум всегда был сосредоточенным на читаемом и внимательным к нему.

Иногда мы унываем от того, что не видим успеха в духовной жизни. Происходит это потому, что представления о духовной жизни не соответствуют нашей реальности. Нам хотелось бы всегда быть победителями в борьбе со своими грехами, а вместо этого – одни греховные падения и не видно пути выхода из сложившейся ситуации. Такие мысли происходят от того, что в борьбе мы полагаемся на свои силы и редко призываем Бога на помощь, а если и призываем, то тогда, когда уже очень плохо. Но человек спасается не своими силами, а исключительно милостью Божией. Богу важно наше стремление, наше движение, и любое доброе намерение Он целует. Греховные падения – это часть Божественного Промысла о нас, и они полезны нам для смирения, чтобы мы научились непрестанно молиться и уповать на Бога.

Сонливость на молитве и зевота также свидетельствуют о влиянии духа уныния на наше тело. Потому преподобный Макарий Александрийский говорит, что при зевоте нужно обязательно перекрестить свои уста, согласно древнему и священному Преданию Церкви.

А если уныние настолько овладеет нами, что наш дом превратится в груду мусора, а к ногам будут привязаны две пудовые гири, чтобы не допустить нас в храм, научимся себя принуждать все делать через силу, и Господь, видя наш механический труд, подаст нам вскоре Свою Божественную благодать, которая отгонит от нас духа уныния. Так преподобный великий старец Серафим Саровский в борьбе со своей падшей природой и со страстями всегда носил за своими плечами котомку с камнями. На вопрос, зачем он это делает, святой смиренно отвечал: «Томлю томящего меня».

Святые отцы научают, что одним из самых действенных средств в борьбе с унынием является труд. Причем труд, растворенный молитвой. Многие думают, что эта задача практически невыполнима в миру, но святитель Феофан Затворник говорит, что нужно приучить себя жить так, чтобы тело было на работе, а ум пребывал всегда с Богом, и, конечно, не стоит ждать скорых результатов в этом духовном делании, так как для стяжания доброго навыка требуется постоянная практика.

Одним из самых действенных средств в борьбе с унынием является труд. Причем труд, растворенный молитвой

Регулярное участие в святых Таинствах Церкви помогает ослабить воздействие греха уныния на природу человека и исцелиться от него. Не зря в сегодняшнем Евангелии Господь Иисус Христос произносит слова, которые мы очень часто слышим в разрешительной молитве Таинства Исповеди: «да простит ти, чадо (имярек), вся согрешения твоя». Также преподобный Исаак Сирин при нападении уныния советует неотступно читать Священное Писание.

Братья и сестры, будем учиться взращивать в себе твердую веру в Бога, помнить, что все в мире совершается по Божественному Промыслу, и верить в неиссякаемую любовь Божию к каждому из нас. В благостные дни Великого поста будем обращаться к Богу словами молитвы преподобного Ефрема Сирина, прося Бога об избавлении от духовной расслабленности уныния. И Господь обязательно нам поможет. Аминь.

Иеромонах Кирилл (Попов)