ЗАСТРАХОВАН ЛИ ОТ БОЛЕЗНЕЙ «ОБРАЗЦОВЫЙ» ХРИСТИАНИН?

Талантливый врач, ставший великомучеником

Будущий святой родился в конце III века в Никомидии, древнем городе в Малой Азии, ныне это территория Турции. В Никомидии, восточной столице Римской империи, находилась резиденция императора.

Отец святого Пантелеимона – знатный язычник, сенатор Евсторгий, а мать – христианка Еввула. Она умерла, когда будущий великомученик был еще юным. Отец отдал Пантолеона, как звали святого до Крещения, в языческую школу, после окончания которой юноша начал учиться врачебному искусству. Он стал известен императору Максимиану (284–305 гг.), который поселил Пантолеона во дворце и сделал своим личным врачом.

1.jpg
Великомученик Пантелеимон

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20 000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай и рассказал юноше о христианской вере, а впоследствии крестил его с именем Пантелеимон, что означает «всемилостивый».

Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим и убогим, которых бесплатно лечил. Посещал и лечил в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону. И «коллеги» из зависти донесли на него императору.

Святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим и убогим

В то время обвинение человека в том, что он христианин, автоматически подписывало ему смертный приговор. Но была и возможность спастись – многим предлагали отречься от своих убеждений. Императору, возможно, жалко было убивать талантливого врача, следствие стало настаивать на отречении, но святой от своей веры не отказался.

После жестоких мучений Пантелеимона обезглавили. Случилось это в 305 году. Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь. Они написали повествование о жизни и страданиях святого.

Мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему миру: честная глава находится в Русском Афонском монастыре в его честь. По молитвам к святому совершается множество исцелений. А как относиться к тому, что болезнь не проходит?

Старец Паисий Святогорец: «Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла вся монашеская жизнь»

Болезни часто воспринимаются как ненормальное состояние, нарушение благополучия, исправного жития. Даже в православной среде часто считается, что «образцовый» христианин, регулярно читающий утреннее и вечернее правила, посещающий храм и стремящийся жить если не по заповедям, то хотя бы по человеческим нравственным законам, должен быть спокоен, благополучен и в целом жизнь его должна протекать тихо, мирно и безо всяких катаклизмов и испытаний. А как советуют относиться к своему здоровью и постигающим болезням святые?

Старец Паисий Святогорец, один из самых уважаемых афонских старцев XX века, известен своими духовными наставлениями и подвижнической жизнью. С 1954 года, самого начала монашеской жизни, он много лет страдал от болезни легких. Только после удаления левого легкого состояние улучшилось. Боль была неотлучной спутницей монаха всю жизнь. Постоянно ныла межпозвоночная грыжа, образовавшаяся от поднятия тяжестей. В последние годы его изнуряли кишечные кровотечения, в конце жизни старцу поставили диагноз – рак. «Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла вся монашеская жизнь», – делился старец.

2, превью.jpg
Т. Уэбстер. «Болезнь и здоровье». 1843 г.

«Видя, что человек может вынести тяжелую болезнь, Христос дает ему эту болезнь, так, чтобы за малое страдание в жизни земной человек получил многую мзду в небесной вечной жизни. Он страдает здесь, но получит мзду там, в жизни иной, потому что есть Рай, и есть воздаяние за скорби», – говорил старец Паисий.

Преподобный Амвросий Оптинский: «Болезнь телесная посылается к пользе душевной»

«Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения», – говорил преподобный Амвросий, сам тяжело болевший несколько десятилетий.

Сорок пять лет он еле передвигался, страдал от испарины так, что переодевался по несколько раз в сутки, не выносил холода и сквозняков, пищу употреблял только жидкую, в количестве, которого едва хватило бы трехлетнему ребенку. О своем «букете» болезней старец старался никому не рассказывать и принимал у себя в келье толпы людей, никому не отказывал.

Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения

А народ стекался к нему со всех концов страны: спросить совета, получить благословение, попросить молитв. Старец обладал дарами умной молитвы, прозорливости, чудотворения; известно множество случаев исцеления. Любовь и мудрость – именно эти качества притягивали к старцу людей. «Болезнь телесная посылается к пользе душевной», – говорил преподобный Амвросий. «...За терпеливое перенесение болезни даруется и милость, и прощение грехов», – утверждал самый известный Оптинский святой.

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Болезнь – готовое спасение»

Святитель Игнатий (Брянчанинов), богослов и проповедник, автор многочисленных духовных трудов, тяжело болел на протяжении всей своей жизни. Святитель страдал туберкулезом лимфатических узлов, хронической простудой, ревматизмом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Ощущения больного человека выражал так: «Больной не может быть вполне причислен к живым, потому что он живет полужизнью, какою-то тенью жизни. Самые душевные способности его цепенеют, не действуют так, как им должно было бы действовать... Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри».

В болезнях святитель видел предвестников вечного блаженства. «По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великие утешения ожидают тебя в вечной жизни», – писал он своей страждущей духовной дочери.

В болезнях святитель видел предвестников вечного блаженства

По учению святителя Игнатия, христианин, который желает обратить болезнь в средство спасения и духовного совершенствования, должен верить, «что телесными болезнями исцеляется душа».

3.jpg
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«Кого Бог возлюбит и захочет сделать Своим, тому посылает скорби, того умерщвляет к любви мира скорбями, – пишет святитель. – Так смотри на твои скорби, на твою продолжительную болезненность... Болезненность и сопряженные с нею тесноты посланы тебе Богом для охранения от грехов и греховных соблазнов, которыми ныне преисполнен мир».

Святитель Лука Крымский: «В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела»

Известнейший ученый, выдающийся хирург, архиепископ Русской Православной Церкви, прошедший тюрьмы и ссылки, канонизирован Русской Православной Церковью в 2000 году. Через 20 лет, в 2020 году, учреждена медаль святого Луки – государственная награда за заслуги в области здравоохранения. Ее девиз – «За верность долгу и силу духа».

Главный хирург ряда военных госпиталей, награжденный медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и ставший лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, успешно оперировал больных даже в ссылках. В 1956 году святитель полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить Симферопольской и Крымской епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований.

В своей книге «Дух, душа и тело» святитель писал:

4.jpg
Святитель Лука Крымский

«Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено, или вполне определилось его направление.

Жизнь тела и души можно сравнить с полной красоты и прелести жизнью виноградной грозди. Прекращается питание ее соками лозы, росой небесной, окропляющей нежный пушок сочных ягод, и остаются лишь выжимки, обреченные на гниение; но жизнь виноградных гроздьев продолжается в полученном из них вине. В него переходит все то ценное, прекрасное и благоуханное, что было выработано в живых ягодах под благотворным действием света и солнечного тепла. И подобно тому, как вино не портится, а продолжает жить своей собственной жизнью после смерти винограда, становясь тем лучше и драгоценнее, чем дольше оно живет, и в бессмертном духе человеческом продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие в направлении добра или зла после смерти тела, мозга и сердца и прекращения деятельности души».

                                             Наталья Ершова